Содержание
- 
              
            История9 классОчно-заочная форма обученияаудиторный урок № 21Учитель: Аниканова Н.Г. 
- 
              
            
 Тема аудиторного урока № 21: «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ АЛЕКСАНДРА I В 1815—1825 гг» 
- 
              
            
 Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I? 
- 
              
            План урока1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество 2. Продолжение реформ 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева 4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. 5. Итоги внутренней политики Александра I 
- 
              
            1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и обществоСтрана ждала перемен: Часть дворянства говорила о будущей конституции. Крестьяне надеялись на улучшение своего положения. Поляки ждали от царя послаблений в национальной политике. Но, консервативные слои дворянства полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Александр I, вынужден вести разработку реформ в строжайшем секрете. 
- 
              
            2. Продолжение реформВспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование. Варшава. Гравюра XIX в. 
- 
              
            
 
- 
              
            
 По решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель (Царство Польское). Польше Александр I в 1815 г. даровав конституцию (автономия и самоуправление). Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции. Великое княжество Финляндское (с 1809 г.в составе России) стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи. 
- 
              
            3. Реформаторский проект Н. Н. НовосильцеваНиколай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, ему Александр поручил разработку конституционного проекта. Н. Н. Новосильцев 
- 
              
            В 1820 г. проект «Уставная грамота Российской империи»суверенитет императорской власти; двухпалатный парламент, царь не мог издать ни одного закона. Но право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю; царь - исполнительная власть; свобода слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность; разделить страну на наместничества, в каждом из которых создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но всё же ограничена. О крепостном праве в проекте ничего не говорилось. 
- 
              
            4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.Александр видел сопротивление реформам со стороны большинства дворян. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. 
- 
              
            
 Указы ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки»; крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников. 
- 
              
            
 В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры. 
- 
              
            5. Итоги внутренней политики Александра IЧем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? 
- 
              
            
 боязнь Александра разделить участь погибшего отца, не хватало умных, способных людей, сложно сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян, личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие. 
- 
              
            
 Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем. Подведем итоги 
- 
              
            Вопросы и задания для работы с текстом параграфа1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество? 2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг. 
- 
              
            
 Самостоятельная работа: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учебник в 2 частях. — М.: Просвещение, 2019; Часть 1- введение, § 6, работа с вопросами в конце параграфа. Самостоятельно: «Национальная политика Александра I» Презентации на выбор: Финляндия в составе России Царство Польское и его Конституция Прибалтика в составе России Народы Кавказа Население Сибири 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.