Содержание
-
Методическая разработка урока по истории России «Отмена крепостного права»
Работу выполнили:
- Титова Любовь Юрьевна, учитель истории и обществознания высшей категории МОУ Кушнурской СОШ Шарангского района Нижегородской области.
- Протасова Роза Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ Большеустинской ООШ Шарангского района Нижегородской области.
-
Аннотация
- В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19 века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу.
- Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведённой сверху, в интересах помещиков –крепостников, а не в результате буржуазной революции. Соответственно характер крестьянской реформы –помещичье-крепостнический.
- Данный урок является частью темы «Великие реформы» Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
-
Характеристика темы
- Программа по истории и обществознанию. М, Просвещение.
- Учебник А.А. Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век § 20 . М, Просвещение 2007.
- Данный урок является частью темы «Отмена крепостного права» .Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
-
Место урока в изучаемой теме
-
Краткий анализ применяемой на уроке технологии
- Критическое мышление
- Дифференцированный алгоритм чтения исторического текста- основные положения крестьянской реформы 1861 года
- Маркированный текст
- Синквейн
- Анализ литературных источников - отрывок из поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»
-
План урока
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Вид урока: смешанный
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны , дать оценку реформе;
- Развивающая: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное.
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма
План урока:
- Подготовка крестьянской реформы
- Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
- Значение отмены крепостного права
-
Новые термины и даты
19 февраля 1861 года-»Манифест об освобождении помещичьих крестьян»;«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»;временнообязанные крестьяне; отрезки;мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
-
Материально-техническое обеспечение урока
1.Мультимедийный проектор 2.Компьютер3.Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году»
-
Межпредметные и внутрипредметные связи
- Новая история: Движение за отмену рабства и Гражданская война в США.
- Обществознание: Роль политической сферы в жизни общества. Реформы.
- Литература: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
-
Технологическая карта урока
-
-
-
Дидактический материал к уроку
- Александр 2 Освободитель
-
Отмена крепостного права в России
Отмена крепостного права в России
-
Подготовка крестьянской реформы
- 30 марта 1856 г. речь Александра I перед представителями московского дворянства
- 3 января 1857 г. – образован Секретный комитет
- Октябрь 1857 г. адрес В.И.Назимова (освобождение крестьян без земли)
- 20 ноября 1857 г. – рескрипт В.И.Назимову (освобождение с землей за выкуп)
- Февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный (председатель – Константин Николаевич)
- Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий(председатель – Я.И.Ростовцев)
-
Основные положения реформы
- 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста
- 5 марта - объявление об отмене крепостного права
- Предоставление свободы крестьянам
- Наделение землей
- Выкупная сделка на определенных условиях
- Крестьяне – собственники
- Крестьяне - временнообязанные
- Отрезки
- Порядок выкупной сделки определялся «Уставной грамотой»
-
Значение отмены крепостного права
- Личная свобода крестьян
- Социальное расслоение
- Сохранение помещичьего землевладения
- Малоземелье крестьян
- Необходимость других реформ
- Создание условий для развития капитализма
-
Проект отмены крепостного права:
Редакционные комиссии:
- Губернские дворянские комитеты
Губернские проекты.
-
-
ВЫКУПНАЯ СУММА
- в 1,5 раза больше реальной стоимости земли
- 20% крестьянин платил сам
- 80% государственная ссуда
-
Спасибо за внимание!
-
Схемы для заполнения в тетрадях
1.Подготовка проекта отмены крепостного права2.Основные положения крестьянской реформы3.Значение отмены крепостного права
-
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
"Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873).
-
Дифференциальный алгоритм
1 этап
- Выделение ключевых слов в отрезке текста (абзаца)
2 этап
- Составление из них смысловых предложений
3 этап
- Выделение основного смысла отрезка текста
-
Синквейн
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА. 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
-
Литература
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век» М. – «Просвещение» – 2008, А.Г.Важенин «Конспекты уроков для учителя истории
- 8 класс. История России XIX век» М. – Владос-Пресс – 2001.
-
Домашнее задание
- Задание в рабочей тетради ст 5-9 § 20
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.