Содержание
-
Мировоззрение средневекового человека
-
Античный человек
- Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
- Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
- Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
-
Средневековое миропонимание
Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.
-
Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека
- Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
- Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
-
Основные философские идеи Средневековья
- монотеизм (Бог един и уникален)
- теоцентризм (Бог – центр мироздания)
- креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
- дуализм (двумирность).
-
- Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
- Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
-
Мироздание Средневековья
Представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».
-
Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
-
Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т.е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.
-
Средневековье вообще часто называют "временем контрастов"
-
"Время контрастов"
В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада.
-
Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.
-
Но любой человек, даже святой - грешен
И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.
-
В средневековье атеистов не было
Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.
-
Дьявол Средневековья
Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.
-
- Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
- Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.
-
Символизм действительности
В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.
-
Иерархия ценностей
- Духовные реалии важнее, чем материальные.
- Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - единственной непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
-
Традиция щедрости
В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.
-
Секты
- Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
- С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
- "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен.
-
Церковь
Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.
-
Социум
В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.
-
- В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
- Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.
-
Средневековый человек
Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.
-
Понятие времени
Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.
-
Историческое время
Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.
-
Бытовое время
Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.
-
Христианское средневековое мировоззрение
Предрассудки:
- "Охота на ведьм", инквизиция
- Преступления ради обладания святыми предметами
-
Средневековые пытки и казни
-
Христианское средневековое мировоззрение
Уровни христианства в средние века:
- церковное: Определяет облик и ценности христианства
- рыцарское: «Я принес вам не мир, но меч» И.Христос
- простонародное: Смесь христианства, язычества и предрассудков
-
- Церковь - основа мировоззрения
- Мир-арена борьбы между «божьим» и «дьявольским» промыслами
- Реальность сверхестественного мира
- Связь важнейших событий эпохи с христианством
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.