Содержание
-
- Мудрая княгиня
- Ольга
-
- На первых же страницах русской истории появляется замечательная женщина древности – княгиня Ольга, «мудрейшая из людей».
- Музей восковых фигур в Киеве
-
- Ольга была супругой великого князя киевского Игоря.
- О происхождении княгини Ольги
-
- Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что
- отделить вымысел от
- правды уже невозможно.
- Княгиня Ольга. Розы сердца. Н.К.Рерих
-
- В этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях.
- Ордена Cвятой равноапостольной княгини Ольги
-
- Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая
- (в 12 км от Пскова выше по реке Великой).
- Выбуты
-
- Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, перевозившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью
- и красотой. После этого он не хотел и слышать
- о других невестах и женился на ней.
- Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Сазонов В.К.
-
- В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз,
- Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты.
- Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове
- еще хранились сани княгини Ольги.
- Святая Ольга. Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915
-
- Некоторые историки XVII – XIX столетий считали, что княгиня Ольга происходила из варяжского рода. Имя «Ольга» они производили от норманнского «Ельга», считая, что начальная буква «Е» заменилась на «О». Однако летописец ничего не говорит о скандинавском происхождении Ольги.
- Княгиня Ольга (барельеф на часовне в Пскове)
-
- Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.
- Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г.
-
- Типографская летопись
- (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.
-
- Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег
- переименовал её и нарек в своё имя Ольга».
- Изборск
-
- Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк академик Михаил Николаевич Тихомиров.
- Святая княгиня Ольга.
- Эскиз росписи собора
- Св. Владимира в Киеве.
- М. В. Нестеров, 1892.
-
- Первая месть княгини Ольги
- В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги древлянам за убийство ее мужа князя Игоря.
- «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».
- Эскиз В. И. Сурикова, 1915
-
- Древляне послали к Ольге двадцать послов с предложением быть женой их князя Мала. Ольга притворно согласилась и якобы ради чести послам устроила так, чтобы послов древлян несли к ней торжественно в их лодках.
- Новикова С. Древляне у кн.Ольги
-
- Расправа Ольги с первым посольством древлян. 945 г. С гравюры Ф. Бруни
- А слугам своим Ольга велела вырыть во дворе глубокую яму, куда и сбросили послов, засыпав их землей.
-
- Обманутые послы сказали, что их смерть — хуже Игоревой.
- Это была первая месть Ольги.
- Месть княгини Ольги. Миниатюры. Радзивилловская летопись. 15 в.
-
- Вторая месть княгини Ольги
- Затем по приглашению Ольги от древлян прибыло второе посольство из лучших мужей древлянской земли. Княгиня
- велела приготовить им сначала баню. А как только послы оказались в бане, их заперли, а баню зажгли, и все они
- сгорели. Это была вторая месть древлянам.
- Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
- Третья месть княгини Ольги
- Затем Ольга сама отправляет послов к древлянам, говоря:
- «Вот я иду к вам, приготовьте меды многая у города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризна — это поминальная трапеза
- язычников на могилах-
- курганах умерших.
-
- Когда древляне упились вином, Ольга отошла прочь, а дружинникам своим велела посечь древлян, и убили
- тогда пять тысяч человек. Это была третья месть Ольги.
- Третья месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
- Ольга сжигает главный город древлян
- На следующий год Ольга отправила свое войско на древлян. В войске обучался военному делу и маленький сын ее Святослав. Воины княгини Ольги одолели древлян, и те у стен главного города своего Искоростеня стали просить пощады.
- С. Ефошкин.
- Месть древлянам.
-
- Тогда Ольга, говоря, что у древлян нет ни меда, ни мехов, в виде дани велела собрать с жителей города по три голубя и по три воробья с каждого двора.
- Князь Мал. г. Коростень
-
- Древляне обрадовались и послали просимое с поклоном. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому — по воробью,
- велела привязать к хвосту каждой птицы по кусочку серы.
- Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
- И когда стало смеркаться, воины зажгли серу и отпустили птиц. Голуби полетели в свои голубятни, а воробьи — под стрехи, и загорелся весь город. Люди побежали из города, а воины
- Ольги стали хватать их. Так Ольга взяла город и еще раз
- страшно отомстила за мужа своего.
- Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
-
- Для язычницы Ольги, не знавшей еще Евангелия, отомстить
- за смерть мужа казалось делом чести. Отомстив древлянам,
- Ольга наложила на них тяжелую дань.
-
- Княгиня Ольга как правительница Древнерусского государства
- После смерти князя Игоря из-за несовершеннолетия Святослава княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве.
-
- При Ольге и начинается внутреннее укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства
- жизни всех подданных.
- Путешествие княгини Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Московском Кремле
-
- При Ольге начинается внутреннее укрепление Киевского государства. Она устанавливала размеры даней и оброков, указывала места для их сбора – «погосты», объезжала
- свои обширные владения и всюду оставляла
- следы своей деятельности.
- Н. Бруни.
- Святая княгиня Ольга. 1901 г.
-
- По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц — Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения.
- Центральная площадь Киева. До конца Х века эта местность, как и Крещатик, называлась Перевесищем и представляла собой лесные заросли.
-
- Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали возводиться
- первые храмы на Руси.
- Ширков погост
-
- Погост и храм стали неразрывными понятиями. Впоследствии из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для
- обозначения кладбища.
- Погоста Ольгин Крест на берегу Наровы - самой северной точки древних псковских земель.
-
- Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), валами, частоколами.
- А. И. Кравченко. Древний русский город. Красные струги
-
- Сама княгиня жила в Вышгороде —
- крепости «на горе», над Днепром.
-
- При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство.
- И. Архипов. Город строится
-
- Ольга обращается к христианству
- Величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению. Это было делом не только большого церковного, но культурного и политического значения. В глазах русских людей Ольгу прославило не хозяйственное обустройство страны. Как пишет академик М. Н. Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога
- к просвещению».
- Памятник св.кн.Ольге в Пскове
-
- Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру.
- Поклонение Киремети О.Леонтьев
-
М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство говорит следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало» и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».
-
- Крещение княгини Ольги
- Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора
- и направляется в столицу Византии.
- Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)
-
- Здесь и крестил княгиню Ольгу Константинопольский патриарх.
- Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра Радзивилловской летописи
-
- Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе.
- И.Машков Княгиня Ольга вступает в храм Св.Софии
-
- Он рассказывает о торжественном приеме в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда княгиня Ольга явилась с огромной свитой. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение.
- Акимов И.А. Крещение княгини Ольги в Константинополе
-
- В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!».
- Деятельность княгини Ольги после крещения
- Сибирский А.В
-
Вернувшись в Киев, княгиня Ольга прежде всего старалась обратить в христианство своего сына Святослава. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — говорила она сыну. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и не хотел расставаться с языческими обычаями.
-
- Тогда, как повествует летописец, княгиня Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце... желание обратиться к Богу, что даровал и мне».
- Сергей Кириллов
- Святая Равноапостольная княгиня Ольга (Крещение)
-
- Говоря так, она молилась за сына и за весь
- народ свой всякую ночь и всякий день.
- Полякова Анна.
- Княгиня Ольга
-
В своих владениях она ставила кресты и строила храмы, готовя тем самым Русскую землю к принятию христианской веры.
-
- Кончина княгини Ольги
- Великий князь Святослав мечтал о создании Русской державы
- от Дуная до Волги, а столицей страны хотел
- видеть город Переяславец на Дунае.
-
- Кончина княгини Ольги
- Святая Ольга предостерегала своего сына, но он не слушал этих предостережений и потому погиб в одном из военных походов.
- Последний бой князя Святослава. И.Ковалев
-
- А княгиня Ольга скончалась в 969 году еще раньше этого неудачного похода Святослава. Перед смертью она завещала похоронить ее по православному обычаю и не делать над ее могилой языческих погребальных обрядов.
- Каменная гробница святой княгини Ольги
-
- «И плакали над ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди, — говорит летописец. — Была она предвозвестницей христианской земле, как заря перед светом».
- Погребение св. кн. Ольги. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец 15 века
-
- Через двадцать лет, когда обсуждался вопрос о крещении Руси, перед русскими был пример святой княгини Ольги. Советники ее внука, великого князя Владимира, говорили ему: «Если бы плох был закон греческий (то есть вера православных греков), разве приняла бы его твоя бабка Ольга, ведь она была
- мудрейшая из людей».
- Равноапостольная Ольга
- Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)
-
Современники назвали великую княгиню Ольгу мудрейшей из людей, а Церковь наименовала ее - равноапостольной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.