Содержание
-
Начало правления Александра I
-
План урока
Россия на рубеже веков: территория, население, экономическое развитие Российское государство Начало правления Александра I «Негласный комитет»
-
1. Россия на рубеже веков
В конце 18 в. Россия была крупнейшим государством мира. В течение столетия к России отошли : побережье Балтики и Приазовье, Правобережье Украины, Литва, Белоруссия, часть Польши, Новороссия, низовья Волги, «Русская Америка», Восточная Грузия. Карта европейской части России в начале 19 в.
-
За 100 лет численность населения выросла с 15,5 млн. до 43,7 млн. человек. Плотность населения была крайне неравномерной - за Уралом проживало всего 3 млн.человек. На окраинах Европейской части плотность наcеления не превышала 1 человека на 1 кв. км. Русский национальный костюм
-
В России были представлены все мировые религии. Славяне (87%) населения исповедовали православие. В Прибалтике был распространен протестантизм, в Западных районах -католичество, в низовье Волги и в Забайкалье - буддизм, у тюркоязычных народов - ислам. После присоединения Польши началось распространение иудаизма. За Уралом сохранялось язычество. В православном храме
-
К началу 19 в. Россия превратилась в одну из крупнейших промышленных и торговых стран. Развивалась внутренний рынок, росла торговля с зарубежными странами (с Западом через Прибалтику, с Востоком через Астрахань, Оренбург, Тобольск) В начале 19 века в России были города с населением в десятки тысяч человек: Санкт-Петербург, Москва, Вильно, Рига, Ярославль и др.
-
2. Российское государство
К началу 19 в. Россия была мощной державой с абсолютистской формой правления, опиравшейся на дворянство, возникающую буржуазию и купечество. В стране были проведены важные реформы центрального и местного управления, положение было стабильным и спокойным. Российская армия и полководцы имели международный авторитет, установленный победами над Пруссией, Францией, Швецией, Крымоми Османской империей. Имена Румянцева, Суворова, Потемкина, Ушакова гремели по всей Европе.
-
В Западной Европе активно шло развитие буржуазных отношений. В Англии и Франции получали развитие идеи гражданского общества, прав и свобод человеческой личности, государство строилось на принципах парламентаризма. Две самые сильные в военном отношении державы Европы Франция и Россия претендовали на ведущие роли и их интересы должны были неизбежно привести их к неминуемому столкновению. Русский солдат Французский солдат Консул Наполеон
-
Передовые европейские страны шли по пути прогрессивного развития, смотрели вперед, Россия продолжала развиваться по старым крепостническим порядкам, незыблемой оставалась абсолютная монархия. Сложившийся в течении 18 века бюрократический аппарат превратился в огромную силу, заинтересованную в неизменности существующего в России положения.
-
Основу экономики составлял феодально-крепостнический строй. Но на рубеже веков он вступил в фазу кризиса, об этом свидетельствовали следующие факты: 1. Развитие мануфактур,увеличение доли наемного труда,появление «капиталистых» крестьян, рост городского населения. Последняя коровушка за недоимки
-
2. Феодальные порядки тормозили развитие экономики (крестьяне боялись вкладывать деньги в промышленность) 3. Незаинтересованность крестьян в результатах труда привела к росту барщины (до 7 дней в неделю) и оброка. 4. Расслоение крестьян и разорение их хозяйств. Ярмарка в Нижнем Новгороде
-
3. Начало правления Александра I
Александр приходит к власти в 23 года, он прекрасно образован, знает три европейских языка. Воспитан в уважении к правам личности и, одновременно, как будущий абсолютный монарх. Первые действия императора на престоле – либеральные изменения невиданные в России
-
Придя к власти, Александр обещал править «по законам и сердцу бабки». 1-м реформаторским проектом стала Записка Лагарпа. Он предлагал не торопиться с реформами и заняться просвещением народа и разработкой Законов самим императором. Он считал, что реформы поддержит «меньшинство» свободного населения страны. Лагарп
-
Придя к власти, Александр помиловал более 1000 заключенных, 12 тыс. человек, уволенных со службы, могли вернуться. Пересматривались многие судебные решения, смягчалась цензура. В полном объеме были восстановлены привилегии дворян (Жалованная грамота дворянству) и городов (Жалованная грамота городам). В армии возвращены старые названия полков и русская военная форма. Александр I
-
12 декабря 1801 г. вышел указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными. Монополия дворян на землю кончилась. 20 февраля 1803 г. «Указ о вольных хлебопашцах» - крепостные с согласия хозяина могли целыми деревнями выкупать себя вместе с землей. Дворян перестали одаривать государственными крестьянами. Александр I заботился о развитии образования в России – были открыты новые университеты в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове. Во внешней политике Александр решил отказаться от постоянного вмешательства в европейские дела, начала проводиться политика национальной достаточности (планировалось предпринимать только шаги выгодные России) Александр I: «Внутри самой себя предстоит России совершить громадные завоевания, установив порядок, бережливость, справедливость во всех концах обширной империи, содействуя процветанию земледелия, торговли и промышленности.»
-
4. «Негласный комитет»
Для осуществления реформ Александр решил опереться на своих молодых друзей вошедших в «Негласный комитет»-Кочубея, Новосильцова, Чарторыйского, Строганова и др. В 1802 г. были упразднены петровские коллегии и учреждены 8 министерств. Кочубей и Строганов возглавили МВД, Чарторыйский-министерство иностранных дел, Новосильцов стал зам.министра юстиции. Новосильцов Строганов Кочубей Чарторыйский
-
Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
-
Домашнее задание
Изучить параграф 21 Ответить на вопр. стр.251-252 (устно) Знать основные личности параграфа
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.