Содержание
-
Внутренняя политика Екатерины II
-
План урока
Особенности внутренней политики Екатерины II Политика «просвещенного абсолютизма» Уложенная комиссия «Золотой век» российского дворянства Ужесточение внутренней политики в 70-90-х годах
-
1. Особенности внутренней политики Екатерины II
Россия переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактур, не хватало денежных средств. Это требовало расширения свободы предпринимательства, ослабления влияния государства на экономику, вовлечения большего числа граждан в экономическую и политическую жизнь страны. Этот подход был близок Екатерине, знакомой с трудами французских просветителей. Во всех своих действиях Екатерина должна была учитывать, что она пришла к власти в результате дворцового переворота. Все указанные факторы делали внутреннюю политику Екатерины II противоречивой: - Мероприятия в духе«просвещенного абсолютизма» Усиление репрессивных мер
-
2. Политика «просвещенного абсолютизма»
Приход Екатерины к власти совпадает по времени с начавшейся в Европе эпохой ПРОСВЕЩЕНИЯ. Смысл ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА – монарх должен провести реформы, способствовать прогрессу, развитию рыночных отношений, подъему науки и техники. Екатерина планировала создать новые законы, сделать управление страной разумным и гибким, искоренить казнокрадство и коррупцию. Желая прослыть в Европе просвещенным монархом Екатерина II вступила в переписку с европейскими просветителями(Вольтер).
-
В течении двух лет Екатерина разрабатывала «Наказ», в котором излагалось ее видение политики «просвещенного абсолютизма». Екатерина отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала единственно возможной формой правления в России абсолютную неограниченную монархию. Монарх должен быть просвещенным («философ на троне»), а помощь в управлении должны оказывать дворяне. В правление Екатерины был принят указ 1764 г. о СЕКУЛЯРИЗАЦИИ(передаче в собственность государства)церковных земель. Два миллиона крестьян были переведены в государственную собственность.
-
просвещение народа, распространение научных знаний в обществе; учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765 г.); упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях; введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (1775 г.); разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься производством (1767 г.); запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771 г.); разрешение создания вольных типографий (1783 г.); начало проведения школьной реформы (1786 г.)
-
3. Уложенная комиссия
По инициативе Екатерины II была созвана комиссия для разработки нового свода законов, взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе комиссии приняли участие выборные депутаты от всех сословий (представители от государственных учреждений, дворян, купцов, от государственных крестьян, от ясачных людей, от казаков и кочевых племен.) Не были представлены крепостные крестьяне (53 % всего крестьянства), всего один представитель от духовенства. В июле 1767 г. для работы в Комиссии в Московском Кремле собралось 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест.
-
Депутаты от разных сословий выдвигали взаимоисключающие требования и предложения. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, Комиссия была «временно» распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше ее работа не возобновлялась. Екатерина II Наказ Екатерины
-
4. «Золотой век» российского дворянства
Указ 1765 г. разрешает помещикам ссылать крестьян на поселения в Сибирь и на каторгу (срок устанавливал помещик); За попытку крестьянина пожаловаться на своего помещика полагалась каторга; За попытку крестьянина пожаловаться на своего помещика полагалась каторга; За помещиками были закреплены земли отобранные ими у крестьян; Отобранные у церкви монастырские земли вместе с крестьянами передавались в собственность помещиков; С 1762 по 1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян;
-
В 1785 г. издается «Жалованная грамота дворянству» , подтвердившая все права и привилегии, которые дворянство получило при последних царях. Было подтверждено их право на владение землями и крестьянами. В 1785 г. издается «Жалованная грамота городам», создававшая стройную корпорацию городских жителей. Им было дано право городского самоуправления. Городские жители согласно собственности и доходам делилось на 6 разрядов. Из высших выбиралось руководство города, от всех шести выбирали в городскую думу.
-
5. Ужесточение внутренней политики
В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Губернии (300-400 тыс.душ) делились на уезды (20-30). Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов – капитан-исправники. Губернская реформа усиливала контроль государства за населением, власть на местах находилась в руках дворян. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.
-
По губернской реформе впервые в истории России были созданы сословные судебные органы на местах. Уездный суд для дворян Городской магистрат для горожан Нижняя расправа для государственных крестьян Суд над крепостными крестьянами вершил помещик
-
Н.И.Новиков издавал журнал «Трутень», журнал запретили, Новиков открыл другой журнал, но и тот был вскоре закрыт властями. Екатерина приказала заточить Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Н.И.Новиков А.Н.Радищев А.Н.Радищев за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Сибирь.
-
6. Жалованные грамоты дворянству и городам
Дворяне и городские жители получили защиту закона: нельзя было наказать человека или лишить его собственности без следствия и решения суда. Впервые в России был сделан шаг вперед в развитии местного самоуправления. В отношениях людей на первый план был вынесен ЗАКОН, которому подчинялось все население страны без исключения.
-
Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
-
Домашнее задание
Изучить параграф 24 Ответить на вопросы на стр.176 (устно)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.