Содержание
-
Научно-техническая революция
-
Образовательные задачи урока
- Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества.
- Выявить характерные черты НТР и её составные части.
-
Цель урока
Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества.
-
Сформулируйте определение понятия «НТР»
-
Научно-техническая революция
Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
-
Значение НТР
- НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека
- Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР
-
Характерные черты и составные части НТР
-
Черты НТР
- Универсальность
- Ускорение
- Рост требований к квалификации работников
- Военно-технический характер
-
Универсальность и всеохватность
Преобразует все отрасли и сферы деятельности человека:
- Характер труда;
- Быт человека;
- Культуру;
- Психологию людей.
- Символы современной НТР:
- ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV
-
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований
- Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
- Быстрый моральный износ продукции
- Постоянное обновление продукции
-
Время внедрения открытий
-
Интеллектуализация
- Возросли требования к уровню квалификации трудовых ресурсов
- Во всех сферах деятельности человека возросла доля умственного труда
-
Структура НТР
-
Наука
-
- 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники
- Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек
- Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.
- Возникновение технополисов.
- Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей.
-
Расходы на науку
-
Финансирование НИОКР по регионам мира
-
Расходы на науку в % от ВВП (2000 -2001 г.)
-
Страны-лидеры по количеству зарегистрированных патентов, тыс. 2001 г.
-
-
Технопарки м технополисы
- В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
- Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
- Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
-
Технополисы
- Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например, Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
- Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
- Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
-
Технопарки и технополисы в США
-
Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.
-
Техника и технология
Главная цель использования – повышение эффективности производства и производительности труда, внедрение открытий.
-
Эволюционный путь
-
Революционный путь
-
Техника и технология
- Эволюционный путь: дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии
- Революционный путь: переход к принципиально новой технике и технологии
-
Новые технологии
- В машиностроении: электрохимический, плазменный, ультразвуковой и др. способы обработки металлов
- В металлургии: внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали
- В связи: стекловолоконная связь, телефаксы, электронная связь, сотовая связь
-
Какие функции выполняют техника и технология?
- Трудосберегающая
- Ресурсосберегающая
- Природоохранная
-
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений
-
Производство: 6 направлений
- Электронизация
- Комплексная автоматизация
- Перестройка энергетического хозяйства
- Производство новых материалов
- Ускоренное развитие биотехнологии
- Космизация
-
Главные направления развития производства в эпоху НТР
- Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;
- Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;
- Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;
- Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;
- Ускоренное развитие биотехнологии;
- Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.
-
Электронизация
-
Перестройка энергетического хозяйства
-
Структура топливно-энергетического баланса
-
Световоды – для оптико-волоконной связи
-
Приведите примеры конструкционных материалов
-
Ускоренное развитие биотехнологии
-
Космизация
-
Управление
- Информатизация
- Геоинформатика
- Геоинформационные системы
- Кибернетика
-
Домашнее задание
- Тема 4, п. 1
- Привести примеры проявлений НТР (последние научные открытия, изобретения)
-
Список использованных источников
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010
- Диск «Образовательная коллекция 1С. География. 10 класс».
- http://pptcloud.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.