Содержание
-
История России XIXвек
Тема: Николаевская Россия Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №10 г. Павлово Софонова Римма Николаевна
-
Цель: дать оценку исторических явлений, исторических личностей и их деятельности. Задачи урока: Образовательная: выявить характерные черты «николаевской России». Развивающая: продолжить формирование умений делать обоснованные суждения и выводы, развивать навыки работы с текстами разных типов и видеофрагментами. Воспитательная – сформировать негативное отношение учащихся к таким явлениям как обман, воровство, взяточничество, лихоимство, бюрократия.
-
Оборудование к уроку:
электронная презентация дидактический материал фрагменты из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Ревизор» (мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко).
-
Тема:Николаевская Россия XIX век История России 8 класс
-
Задание: выберите мероприятия, проведенные в годы правления Николая I и выпишите те из них, которые:
1) Свидетельствуют о том, что Николай I стремился исправить недостатки существующей системы. 2) Свидетельствуют о том, что Николай I стремился установить жесткий контроль над всеми сторонами общественной жизни страны. а) военные поселения, б) кодификация законов, в) реформа государственной деревни П.Киселева, г) закон о «Вольных хлебопашцах», д) учреждение министерств, е) издание «Устава о цензуре», ж) финансовая реформа Е.Ф.Канкрина, з) учреждение Государственного совета, и) создание III отделения Собственной Его императорского Величества Канцелярии к) указ о запрещении продавать крепостных без семьи
-
Николай I
«НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ» ?
-
Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои и добрые и злые, Все было ложь в тебе, все призраки пустые… Ты был не царь, а лицедей. Ф.И. Тютчев Николай I
-
Задание на урок:
дать оценку правления Николая I, выявить характерные черты николаевской эпохи
-
1 группа - по разделу учебника «Событие - современник» стр.49. с текст «Итоги правления Николая I», из воспоминаний А.Ф.Тютчевой, фрейлины при дворе Николая I, дочери поэта Ф.И.Тютчева Задание к тексту:1) Как оценивает А.Ф.Тютчева итоги царствования НиколаяI? 2)Почему, по вашему мнению, она называет его «блестящей фантасмагорией»? Особенности правления Николая I
-
2 группа поразделу учебника «Событие - современник» стр.49 с текст «Пензенский губернатор Панчулидзев» из записок И.В.Селиванова, чиновника канцелярии губернатора в Пензе. Задание к тексту:1) На какой «лад» устроил губернатор Панчулидзев чиновничье управление в Пензе? 2) Известно, что Николай I был уверен, «что в состоянии все регламентировать по своему усмотрению». Опыт губернатора Панчулидзева подтверждает или опровергает уверенность монарха? Особенности правления Николая I
-
3 группа. Познакомиться с фрагментом повести «Хаджи-Мурат». Задание. Описать характер Николая I в изображении Л.Н.Толстого В повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстой рассказывает, как Николаю I принесли на рассмотрение дело студента - поляка. «Николай нахмурился. Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки- негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их, и ненавидел их в меру того зла, которое сделал им… Он взял доклад и на поле его написал крупным почерком:»Заслуживает смертной казни. Но, слава Богу, смертной казни у нас нет. И не мне вводить ее. Провести 12 раз сквозь тысячу человек. Николай» подписал он своим неестественным огромным росчерком. Николай знал, что 12 тысяч шпицрутенов была не только верная, мучительная смерть, но и излишняя жестокость, так как достаточно было и 5 тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека, но ему приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни».
-
4 группа В разделе учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 познакомиться с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I». Задание:Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу первого суждения.
-
5 группа. В разделе учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 . Познакомиться с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I». Задание:Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу второго суждения.
-
6 группа. Прочитайте отрывки из дневника князя Д.Оболенского. Задание: Как николаевское правление воздействовало на русское общество? Как менялось его настроение?
-
7 группа. Познакомьтесь с текстом «Настроения в обществе». «Дух лицея «обязывает молодежь порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен, предусмотрительных на русском языке…пророчество перемен, хула всех мер или презрительное молчание, когда хвалят что-нибудь, суть отличительные черты сих господ в обществе. Верноподданный значит укоризну на их языке, европеец и либерал – почетные названия». (Ф.В.Булгарин о Царскосельском лицее) Задание: Какие явления отмечает Ф.Булгарин в своем доносе?
-
Из заметок де Кюстина: «..Везде и всюду лишь младшие чины, выполнявшие приказы старших. Это население, состоящее из автоматов, напоминающих шахматные фигуры, которые приводят в движение один лишь человек, имея своим незримым противником все человечество. Офицеры, кучера, казаки, крепостные, придворные – все это слуги различных степеней одного и того же господина, слепо повинующиеся его воле. Это шедевр дисциплины. Здесь можно двигаться, можно дышать не иначе как с царского разрешения или приказания. Оттого здесь все так мрачно, подавлено, и мертвое молчание убивает всякую жизнь.»
-
Вопрос:Какие черты российской действительности времен Николая I были верно подмечены автором? В чем вы согласны и в чем не согласны с оценками де Кюстина?
-
Ну что за божья благодать Крамолы происки убиты, Корой древесной люди сыты,- Повсюду тишь, повсюду гладь! П.Якубович В одной руке весы, в другой я меч держу: Положит мало кто, того я поражу. А.Измайлов Благонамеренный И грустный анекдот! Какие мерины Пасут теперь народ! В.Соловьев
-
Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои и добрые и злые, Все было ложь в тебе, все призраки пустые… Ты был не царь, а лицедей. Ф.И. Тютчев Николай I
-
Задание на урок:
дать оценку правления Николая I, выявить характерные черты николаевской эпохи
-
Задания в парах
составить синквейн – НиколайI фиш-бон о николаевской России Материал учебника параграф № 9 п. 3 «Общая оценка царствования Николая I»
-
Правила синквейна
Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта
-
Фиш-бон
детали Главная мысль
-
-
Домашнее задание
Параграф №9 п. 3 «Общая оценка царствования Николая I» стр. 55 Задание №5 письменно. Сравните итоги правления Александра I и Николая I
-
Использованная литература:
История России в XIX веке. / Рабочая тетрадь для 8-10 классов /Дударев М.И.- М.: Издательский Дом «Генжер», 1998. История России XIX. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса М.: Дрофа, 2006. Захарова Е.Н. Россия в первой половине XIX века 8 кл./Рабочая тетрадь №1.- М.: Мнемозина, 1998 Короткова М.В. История России XIX век. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Л.М.Ляшенко.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001. ЛяшенкоЛ.М. История России XIX век. 8кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.(Дидактические материалы).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.