Содержание
-
Новгородское княжество
Подготовила: Парапанова 11И
-
-
Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержатся в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х-XI века), а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий IХ - Х века, которую даёт нам летопись. Территория Новгородской земли складывалась постепенно. Центром ее была древняя область поселения славян, расположенная в бассейне озера Ильменя и рек — Волхова, Ловати, Меты и Мологи. Крайним северным пунктом был город Ладога — сильная крепость в устье Волхова. В дальнейшем эта древняя область обрастала новыми территориями, из которых одни органически слились с первоначальным ядром Новгородской земли, другие составили своего рода колонии Новгорода.
-
Экономика
Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства в XIV-XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90% сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно - хозяйственные еденицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также " непашенные люди ". В XIV - XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов. До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постояно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающяя эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Пловина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков - пива.
-
Республика
До XII столетия Новгород был практически не отличим от других русских земель. А в XII веке уже налицо были республиканские порядки. В 1136 году, во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города. В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военначальника. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе и обязаны были жить на Городище. Таким образом в Новгороде утвердился республиканский строй, который, практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия, вплоть до присоединения Новгорода к Москве. В XII-XIII веках на Руси одновременно правили несколько сильных князей. Новгородцы заключали союз с каким-либо из них и принимали к себе родственника то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского князя. Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко говорилось в летописи " Указывали ему путь", что было осуществлением на деле "Вольности в князьях". Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций. Они не только контролировали действия князей, но и становились главными магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти. Однако, в отдельные периоды власть князей усиливалась, и чаще всего это происходило во времена военной опасности.
-
Духовная жизнь
Во главе Новгородской церкви стоял архиепископ и, следует отметить, что другие русские епархии управлялись епископами. Ещё одна отличительная черта - выборность поста архиепископа. В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык. Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения, благославляя противников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан. Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви подкреплялась огромными материальными благами, которые, в основном, состояли из земельных угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и других доходов. К ним, в частности, относились доходы от владычего суда, который разбирал преступления против морали и нравственности. Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом, шедшим в пользу архиепископа. Кроме того было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника,за что собиралась пошлина в три белки. Богатейшая казна новгородских владык, именовавшаяся софийской, не раз использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных стен Новгородского Кремля, укрепления Торговой стороны, возведение церквей, выплату контрибуций, выкуп взятых в плен новгородцев и.т.д.
-
Военная политика
В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной её целью было расширение государственной территории. В XIII - XV веках главной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики. Для того чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны, отправлять осольства, заключать договора, вступать в союз и расторгать союзнические отношения. В целом, несмотря на отдельные неудачи, сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач. Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в XIII веке. Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной агрессии с Запада. Не прекращались попытки немецких и шведских рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем. Первые века существования Новгорода сильных врагов у его границ не было, поэтому новгородское войско главным образом совершало походы на север, восток и юго-восточную Прибалтику с целью расширения территории Новгородских земель. В то же время новгородцы на стороне одного или другого князя иногда участвовали. Вспопомним как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завладеть великокняжеским престолом. Во второй половине XII века - первой четверти XIII века новгородцы сталкивались с Владимиро-Суздальскими князьями, стремившимися подчинить Новгород своему влиянию. Например в 1170 году огромное войско, посланное Андреем Боголюбским подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду. Победа новгородцев у стен города самим победителям казалась чудом. Они считали, что выиграли битву только благодаря помощи пресвятой Богородицы. С тех пор икона Знамения Богородицы, которая, по приданию, спасла Новгород, стала одной из самых почитаемых реликвий. В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Войско, основу которого составляли новгородцы под предводительством князя Мстислава Удалого, наголову разбило многочисленную владимирскую рать в битве на реке Липецы.
-
Вместе с ополчением в походы выступал и князь. Наличие в новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников, хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность. Общая численность войска, которое могла выставить новгородская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в последний период новгородской независимости, и причём в критические моменты. Обычная же численность войска при походе составляла 5 - 10 тысяч человек. Из защитного вооружения особенно распространены были кольчуга и щит, много образцов которых нашла археологи. В XIII веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с надежно закреплёнными на ней, заходящими друг на друга металлическими пластинками наподобии чешуи. Судя по летописям, "доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользовался им. Для защиты головы использовались разнообразные шлемы. Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя. Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья.
-
-
Святослав Игоревич
Первым его деянием в качестве самостоятельного правителя Руси стало изгнание с позором из Киевского княжества епископа Адальберта и сопровождавших его священников, которых Ольга пригласила через германского императора Оттона II (973-983) для христианизации Руси. Святослав был отважным воином и доблестным полководцем, он укрепил внешнеполитическое положение древнерусского государства. С 964 г. совершал походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжско-Камской Булгарией, в 965 г. разгромил Хазарский каганат. В 967 г. по поручению императора Никифора II Фоки (как сообщает византийский историк Лев Диакон) воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970-971 гг., закончившуюся подписанием мира. В 972 г. на обратном пути в Киев попал на днепровских порогах в печенежскую засаду и был убит в бою.
-
Ярослав Владимирович Мудрый
В 1014 прекратил выплату дани в Киев, надеясь отделить свои владения от Южной Руси. Владимир Святославич начал сбор войска, чтобы силой заставить сына подчиниться своей власти, но во время приготовлений к походу умер. Ярослав вел междоусобную войну со Святополком Окаянным и в 1019 захватил престол в Киеве, продолжив борьбу с претендовавшими на власть братьями. После смерти брата Мстислава, князя тмутараканского, в 1035 Ярослав стал полновластным правителем Киевской державы, кроме г. Полоцка, к-рым владел его брат Изяслав. В 1036 под Киевом были разбиты печенеги, прекратившие нападения на Русь. В 1038 - 1042 Ярослав Мудрый вел успешные войны с Византией, литовскими и финскими племенами. Единовластие Ярослава - время полит, могущества, культурного и экономического расцвета древнерус. гос-ва. Об этом свидетельствовали браки дочерей Ярослава. с королями Франции, Норвегии, Дании, Венгрии. Он укрепил внутреннее положение гос-ва введением свода законов - Русской Правды. Способствовал усилению своего влияния на церковь, поставив митрополитом рус. монаха Илариона. При нем создаются первые монастыри, величественный Софийский собор. Любовь к книжности, переводы византийских сочинений на славянский язык, развитие летописания являются блестящим выражением расцвета всей древнерус. культуры. Завещал сыновьям отказаться от междоусобий, однако, раздав им свои владения на уделы, Ярослав положил начало феодальной раздробленности.
-
Владимир Святославович
В. удалось расширить пределы Руси, построить города-крепости на юге и юго-зап. на границах с печенегами, что позволило вести с ними упорную борьбу. Стремясь укрепить связь между частями своего гос-ва, Владимир на завоеванные земли сажал верных себе людей и сыновей, предпринял попытку создать в Киеве пантеон языческих богов для всеобщего поклонения. Но вскоре Владимир понял, что языческая вера не отвечает задачам его политики. В 987 или 988 Владимир крестился, получив имя Василий, после чего сделал христианство гос. религией, силой заставляя язычников отказываться от старой веры. Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских гос-в, способствуя распространению грамотности, книжности, искусства. Византийский имп. Василий II Болгаробойца за помощь Владимира в подавлении восстания в Малой Азии отдал ему в жены свою сестру Анну. Во время княжения Владимира Киевская Русь находилась в расцвете могущества, развивались ремесла и торговля, а Киев украсился многими каменными зданиями, среди к-рых находилась и знаменитая Десятинная церковь. Сам Владимир стал одним из героев многочисленных былин и сказок под именем "Владимира Красное Солнышко". Незадолго до кончины Владимир стад свидетелем начинающейся феодальной раздробленности. Был причислен церковью к лику святых.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.