Содержание
-
Образы славянской мифологии
-
ДАЖЬБОГ
Бог Солнца и его олицетворение. В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки-русские. Покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество. Некоторые ученые растолковывают слово «славный» как «происшедший от Солнца», «потомок солнца».
-
стрибог
Повелитель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие. «Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи.
-
ВЕЛЕС
Велес(или Волос)-славянское «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Первоначально считался звериным богом вообще и покровителем охотничьей добычей. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса : «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Нова – городе, стоят стяги в Путивле».
-
ХОРС
Божество света, родственное Дажьбогу (богу Солнца). В «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода солнца.
-
КАРНА И ЖЕЛЯ
Божества погребального обряда : Карна – олицетворение печали , Желя – беспредельного сострадания. В «Слове о полку Игореве» читаем: «А Игорева храброго полка не воскресит! По нем кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге».
-
ДИВ
Див - одно из многих воплощений верховного бога Сварога (владыки Вселенной, родоначальника богов). Это вихрь-человек. Сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные. В «Слове полку Игореве» «Див кличет вверху дерева…».
-
СОЛНЦЕ
Одно из первых божеств древних славян (наряду с месяцем и звездами). В фольклоре к солнцу обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла. То есть нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия.
-
ВЕТЕР
В «Слове…» Ярославна плачет, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады?...»В поверьях славян ветры обычно представали существами одушевленными. Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде.
-
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ в «Слове о полку Игореве»
Образы птиц и животных
-
Сокол
Сокол пользовался в русском фольклоре большим почетом. Он считался воплощением небесных стихий. Сокол боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Ему уподобляются многие сказочные герои. В «Слове…» читаем: «Далеко залетел сокол, птиц избивая – к морю!» , «Уже соколам крылья подсекли саблями поганых…»
-
Ворон
В древности считался птицей, связанной с миром мертвых, со смертью. Народная мифология уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы. В «Слове…»: «…но часто вороны граяли, трупы между собой деля».
-
Кукушка
Вещая птица, посвященная богине весны Желе. Она определяет долготу человеческой жизни. В народных песнях славян прилетает горевать над умершими; она – олицетворение невыносимой сердечной печали по милым умершим людям.
-
орел
Для всех славянских народов орел - царь –птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог –громовник Перун чаще всего воплощался в нем. По старинному поверью, появление орла над войском служило предзнаменованием победы.
-
Волк
-
Животное, чаще других встречающееся в фольклоре славян. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Образ волка неоднозначен. Вор и разбойник по своей звериной натуре, волк помогает человеку в сказках. Это след почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени .Но со временем почитание тотема и страх перед лютым хищником разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом , чем помщником. В «Слове…» волку уподобляются как русский князь, так и половчане.
-
Цветопись в «Слове о полку Игореве»
«Слово» в работах мастеров Палеха
-
Палехская миниатюра
-
выступление
-
затмение
-
поход
-
Редуцированнные(краткие , ослабленные) гласные
-
Фольклорные традиции в «Слове…"
-
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.