Содержание
-
Верования славян и их предания.Окружающий мир4 класс.
-
Род - бог покровительствую- щий роду (коллективу сородичей в целом). У Рода есть помощницы – Рожаницы – они покровительствовали рождению потомства. Другое название Рода и Рожаниц – «Суд» и «Суденицы»: покровители - при рождении человека, наделяли его судьбой, долей.
-
Сварог - верховный владыка Вселенной, родона- чальник богов. Он как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Все основные славян- ские боги – дети Сварога, оттого и зовутся они Сварожи- чи.
-
Перун - грозное славянское божество, сын прабога Неба – Сварога. Молнии его оружие – меч и стрелы, радуга – лук, тучи – одежда и борода, гром – это его речь, ветры и бури – это его дыхание. Перун бог земного огня, который он принёс в дар смертным. Он разъезжает на огненных драконах или на крылатом коне. Воплощение его – орёл.
-
Перуница - воплощение богини Лады, супруги громо- вержца Перуна. Её называют дева – громовница, как бы подчёркивая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Этим также подчёркивается её воинственная сущность.
-
Велес или Волос - славянский «скотий бог», второй по зна- чению после Перуна, олицетворение хозяй- ской мудрости. Велес считался звериным богом и принимал облик медведя, он был покровителем охотничьей добычи, «богом мёртвого зверя».
-
Белбог - воплощение света, бож- ество удачи, счастья, блага. Он обитает на небесах и олицетворяет белый день. Белбог борется с непрестанно Чернобогом, как добро борется со злом. Обитает на небесах и олицетво- ряет белый день. Своим волшебным посохом сгоняет стада белых облаков, чтобы открыть путь светилу.
-
Чернобог - ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Это воплощение земного мрака, вечной вселенской тьмы. Наши предки верили, что когда чаша людских пороков переполнится , на земле по воле Чернобога вырастет ядовитая чёрная трава – чернобыль.
-
Берегиня - великая богиня, поро- дившая всё сущее. Согласно поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Название «берегиня» - происходит от слова «берег», т.к. все ритуалы по их вызыванию и зак- линанию совершались на возвышенных, холмистых берегах рек.
-
Дажьбог - это сын Сварога, бог солнца и его олицет- ворение. Дажьбогов день праздновался весной (это время совпадает с христиан- ской Пасхой). В этот день сжигали Кострому – Кострубоньку или Зиму, пекли сладкие хлебы, красили яйца луковой шелухой в красный цвет. Дажьбог был подателем всех благ.
-
Святобор - один из верховных лесных владык в славянской мифологии. Это бог лесов, покровитель охоты, он предопределяет судьбу, жизнь, поведение жителей леса. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба. Он олицетворение вечно живой природы.
-
Зевана - покровительница зверей и охоты. Верная помощница и супруга Святобора. Она юна и прекрасна, бесстрашно мчится она на своём коне по лесам и гонит убега- ющего зверя. Богине молились ловцы и охотники, испрашивая у неё счастья в зверо- ловстве, а благодар –ность приносили часть своей добычи.
-
Мокошь (Макошь) - она олицетворялаМать Сырую Землю, она была посредницей между небом и землёй. Будучи богиней плодородия Мокошь изображали с большой головой и вытянутыми ввысь руками. Она покрови- тельница дождя, мелкого домашнего скота, покровительствовала женщинам, их делам и торговле.
-
Морана ( Морена) - богиня бесплодной, бес- полезной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца её – смерти. Слово «мор» обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств, «морить» - убивать. Этой богине не нужны никакие жертвоприношения, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев.
-
Семаргл – божество древних славян, коему, как и прочим, приносили жертвы и имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей, делая их неустрашимыми. Кроме того, Семаргл – посредник между бессмертными богами и простыми людьми. Его часто изображали в виде крылатой собаки.
-
Святовид - божество ясного дня, сын Сварога.Четыре го- ловы обозначают четыре стороны света и постав- ленные с ними в связи четыре времени года (восток и юг – царство дня, весны, лета; запад и север – царство ночи, осени, зимы). Он призна- вался и богом плодоро- дия, к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных.
-
Стрибог - крылатый старец – исполин – верховный владыка всех ветров и божество, простирающее своё покровительство над миром. Он дует в золоченный рог, а над его головой парит орёл.
-
Хорс - Божество света, родст- венное Дажьбогу. В «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода Солнца. Хорс – владыка света белого, солнечного или лунного, независимо от источника, противостоящего хаосу, тьме, небытию. Хорс – это небесное око: всезнаю- щее, всеведущее, всеблагое.
-
Чур У наших предков – язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его все знают до сих пор. Чур почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. Также он охранял человека и всё его добро от нечистой силы, поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав «Чур меня!», то есть попросить «Чур, побереги меня!». Если кто – то пожелает человеку плохое, нужно зачаровать его: «Чур тебе на язык!» - и злое пожелание не сбудется.
-
Баенник - Баня имела огромное значение для славянина. И здесь, как и во всяком месте, обитал свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья, отвалившиеся от веников. Он легко мог превращаться в вепря, в собаку, в лягушку, и даже в человека. Вместе с ним тут обитают его жена и дети.
-
Домовой - говорят, он и по сию пору живёт в каждой избе, да не каждому об этом ведомо. Зовут его дедушкой, хозяином, суседкою, доможилом – все это он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать, греметь посудой по ночам, или постукивать за печкой, но делает это от озорства. Главное его дело – досмотр за хозяйством. И если ему жильё по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу пошёл, а ленивым хозяевам он охотно помогает запускать хозяйство.
-
Леший -обитает он в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на пра- вую. Глаза у лешего зелёные и горят, будто угли. Леший может стать пнём и кочкой, превратить- ся в зверя или птицу, ведь он не только дух леса, но и его сущ- ность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом – травою. Если он идёт лесом то равняется с самыми высокими деревьями.
-
Овинник -жил этот дух в строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Он сидел в самом дальнем углу овина и днём и ночью, глаза его горели калёными угольями, как у кошки, да и сам он был похож на огромного кота – весь чёрный и лохматый. Иногда его видели в образе чёрной или белой собаки. Он умел лаять и хохотать, когда удавалось наказать нерадивого хозяина. Овинник стерёг овин от пожаров, следил за укладкой снопов и т.д.
-
Водяной - наши предки верили, что водяные – это потомки тех, кого бог низвергнул с небес, а они упали в реки, озёра и пруды. Водяному подвластны все рыбы, все бури, штормы и ураганы: он бережёт пловца – или топит его; даёт рыбаку счастливый улов – или рвёт его сети. Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды.
-
Птица Гамаюн - Посланница богов, их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Гамаюн все на свете знает: о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Её крик предвещает счастье.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.