Презентация на тему "п. 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. История России 10 класс"

Презентация: п. 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. История России 10 класс
Включить эффекты
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "п. 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. История России 10 класс" по истории, включающую в себя 6 слайдов. Скачать файл презентации 0.23 Мб. Для учеников 10 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    6
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: п. 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. История России 10 класс
    Слайд 1

    §11 Образование СССР. Национальная политика в1920-е гг.

  • Слайд 2

    1. Предпосылки и значение образования СССР

    Зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная, Хорезмская и Бухарская республики. Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша захватила Западную Украину и Западную Белоруссию, часть Литвы. В советских республиках были свои органы государственной власти и управления, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали, что объединение всех наций и народностей необходимо для построения социалистического общества. Объединение имело и внешнеполитические причины: схожие по политическому устройству страны должны были выжить во враждебном окружении.В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили под руководством РСФСР свои вооружённые силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь.

  • Слайд 3

    2. Образование СССР

    30 декабря 1922 г. в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических республик (СССР). 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Советов. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом стал Совет народных комиссаров СССР. В союзных республиках существовали свои съезды Советов, ЦИК и СНК. В выборах делегатов съезда Советов СССР могли участвовать не все. Священнослужители, бывшие полицейские и жандармы лишались избирательных прав.

  • Слайд 4

    3. Национально-государственное строительство

    В 1920-х гг. происходят значительные изменения в национально-территориальном устройстве СССР. В 1924 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В сентябре 1924 г. Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики вошли в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик. В составе Украинской ССР на левобережье Днестра возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 гг. РСФСР передала БССР Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний, населённых главным образом белорусами. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

  • Слайд 5

    4. Политика «коренизации»

    На начальном этапе развития СССР центральная власть пыталась учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены земли. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.Народам Севера предоставлялось право на самоуправление с учётом обычаев и традиций, создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада, издавалась национальная литература.Одним из направлений национальной политики являлась так называемая «коренизация». Это была политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры. Каждая республика была обязана иметь свой язык. К концу 1920-х гг. 90 % белорусских, 94 % киргизских и почти 96 % татарских учеников на территориях своих республик использовали родной язык при обучении в начальной школе. Через систему льгот, «национальных наборов» в вузы началась ускоренная подготовка национальных кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности и привилегированное положение. Но политика «коренизации» нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей, прежде всего русского населения. В Киргизии во второй половине 1920-х гг. произошли столкновения между местным и русским населением. Во многом они были спровоцированы проведённой в 1922-1923 гг. земельной реформой, которая передала землю, принадлежащую русским переселенцам, коренным жителям. Но они, по словам участников событий, не имея навыков земледелия, ею «не пользовались, обрабатывать её не стали». Противоречивой была национальная политика и в других республиках.

  • Слайд 6

    4.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке