Содержание
-
СССР на пути строительства нового общества.
-
План:
1.Причины перехода к НЭПу. Направления НЭПа.2.Экономические итоги НЭПа.3.Советское общество в годы НЭПа.4.Экономические противоречия НЭПа.5.Хлебозаготовительный кризис.
-
Вопрос урока!!!
- Каковы были положительные и отрицательные последствия НЭПа?
- Чем они объяснялись?
-
1. События 1921 г, «малая гражданская война», заставили советское правительство пойти на уступки в экономике страны. Кронштадский мятеж по мнению Ленина был опаснее, чем Деникин, Колчак и Юденич вместе взятые. Ленин понял, что для страны в первую очередь надо:
1.идти на соглашение с крестьянством.2. бороться со всеми, кто выступает против большевиков. В марте 1921 г. 10 съезд РКП(б), объявил о переходе к новой экономической политике. Отменялась продразверстка, замененная продналогом.
Подумайте, почему Ленин назвал Кронштадское восстание худшим для России, чем все лидеры белых вместе взятые?
-
Продовольственный налог предусматривал:
Продовольственный налог предусматривал:
В чем главное отличие продразверстки от продналога?
-
Несмотря на то, что государство строго продолжало контролировать экономику, мелкие и средние предприятия переходили в частные руки, некоторые крупные сдавались в аренду, зарплата зависала от качества труда и квалификации специалиста, был введен «золотой червонец». НЭП вначале рассматривался, как «Брест в экономике», но после Ленин решил оставить его «всерьез и надолго», назвав НЭП переходным, от частнокапитилистической экономики к социалистической. Начался план Государственной электрификации страны (ГОЭРЛО), в результате которого было создано более 30 электростанций, вырабатывающих энергии в 7 раз больше дореволюционного уровня.
Почему вначале Ленин назвал НЭП «Брестом экономики»?
-
ГОЭРЛО в действии
-
2. К НЭПу быстро приспособились мелкая промышленность, торговля и деревня. Промышленность развивалась медленнее. К 1928 г. она достигла довоенного уровня. Но промтоваров по-прежнему не хватало, цены на них были высокими и жизненный уровень населения был низким. Быстрыми темпами росла безработица. В деревне довоенный уровень был достигнут к 1927 г., а посевные площади к 1923 г.
-
Изменения коснулись и социального состава деревни большая часть крестьян стала середняками, а кулаки составляли 3,5%.
НЭП привел к появлению новой социальной группы - непманов. Они были лишены избирательных прав, не могли вступать в профсоюзы, но в то же время обладали высокими доходами. Нэпманы зная непрочность своего положения стремились вкладывать деньги не в промышленность, а в торговлю.
-
Словарик!!!
НЭПМАН - торговец, спекулянт, частный предприниматель в первоначальный период нэпа. (Составлено из нэп и нем. слова Mann — человек.)
ГОЭРЛО - план, первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Сов. республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации.
-
В годы НЭПа увеличилась численность рабочих, они получили ежегодные отпуска, но уровень зарплаты был низким. Передел земли привел к упрочению крестьянских хозяйств. Но крестьяне были недовольны «диктатурой пролетариата». Число чиновников в НЭП достигло 2,5 млн. чел. Высокие темпы экономического роста НЭПа объяснялись «восстановительным эффектом» экономики. В промышленности восстанавливались мощности, а в деревне земля вновь вводилась в севооборот. В к.20-х гг. эти резервы иссякли и потребовались огромные капиталовложения. Привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения большевики не могли. Боясь новых изъятий денег нэпманы не хранили их в банках. Эти факторы привели к кризису НЭПа в конце 20-х.
В чем вы увидели главные причины кризиса НЭПа?
-
5. В 1927 г. разразился хлебозаготовительный кризис. Он был вызван нехваткой промтоваров, неурожаем и низкими закупочными ценами на зерно. Обострение международной обстановки привело к тому что горожане начали скупать товары первой необходимости, а крестьяне припрятывать хлеб и другие продукты. Руководители государства выехали в деревню. Вновь фактически возрождались продотряды. Но результата это не дало и в стране были введены карточки.
-
Вернемся к вопросу урока!!!
1.Каковы были положительные и отрицательные последствия НЭПа?
Чем они объяснялись?
ПОДУМАЙТЕ!!!
Была ли у НЭПа возможность выжить? Что необходимо было поменять, а что сохранить как есть???
Запомни дату!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.