Презентация на тему "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г" 9 класс

Презентация: Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г" по истории. Состоит из 27 слайдов. Размер файла 2.06 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г
    Слайд 1

    Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 гг.

  • Слайд 2

    1. Демократический импульс войны 2. Изменения в структурах власти 3. Новый виток репрессий 4. Национальная политика 5. Восстановление «железного занавеса» 6. Литература, театр и кино, музыка 7. Образование и наука План урока

  • Слайд 3

    1. Демократический импульс войны Берлин. Первый день мира. Война изменила общественно-политическую атмосферу общества, она пробила брешь в «железном занавесе». Жизнь людей в Европе, увиденная во время освободительного похода в Европу, породила сомнения в правильности навязанных партией оценок. Победа породила надежды: крестьян - на роспуск колхозов, интеллигенции - на ослабление политического диктата, населения союзных республик - на изменение национальной политики.

  • Слайд 4

    1. Демократический импульс войны «Демократический импульс» войны Эти идеи высказывались даже в обсуждении закрытых проектов новых Конституции, Устава и Программы партии. Хотя предложения высказывались лишь партийной номенклатурой, но и она была готова ликвидировать суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на выборных должностях, ввести альтернативные выборы.

  • Слайд 5

    2. Изменения в структурах власти Изменения в структуре власти В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и ликвидирован ГКО. В марте 1946 г. Совнарком был преобразован в Совет Министров. Вскоре прошли выборы в Советы всех уровней и народных судей. Чаще стали созываться сессии Советов, но их деятельность по-прежнему носила формальный характер. В 1952 г. состоялся XIX съезд партии. ВКП(б) была переименована в КПСС. Прошли съезды профсоюзов и ВЛКСМ. Эти изменения не были необратимыми - постепенно политический режим вновь встал на путь ужесточения.

  • Слайд 6

    3. Новый виток репрессий П.Понеделин Опасаясь возросшей популярности военных Сталин санкционировал аресты маршала А.Новикова, генералов П.Понеделина и Н.Кириллова (оба расстреляны в 1950 г.), ряда сослуживцев маршала Г.Жукова. Сам Г.Жуков был обвинен в сколачивании группы недовольных офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину. Н.Кириллов А.Новиков

  • Слайд 7

    3. Новый виток репрессий Из передовой статьи газеты «Правда» В 1948 г. после смерти А.Жданова было сфабриковано «ленинградское дело», по которому было арестовано около 2 тыс.человек, а 200 человек включая Председателя Совмина России М.Родионова, председателя Госплана Н.Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А.Кузнецова были расстреляны.

  • Слайд 8

    3. Новый виток репрессий Разоблачение «врачей-убийц». Плакат 1952 г. В конце 1952 г. было сфабриковано «мингрельское дело». Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении руководителей Советского государства. Последовали многочисленные аресты и только смерть Сталина спасла многих от лагерей или расстрела.

  • Слайд 9

    4. Национальная политика «Лесные братья» Война привела к возникновению неподконтрольных властям идейных и политических движений. Особых масштабов они достигли на территориях вошедших в состав СССР накануне войны, где велась против насильственной советизации и коллективизации. На территории Прибалтики действовали вооруженные отряды «лесных братьев».

  • Слайд 10

    4. Национальная политика Численность народов репрессированных после войны МВД провело массовые депортации в Сибирь «Членов семей литовских бандитов и бандитопособников из числа кулаков». Аналогичные акции прошли на Украине, в Латвии, Эстонии и Белоруссии. Одновременно начались гонения на национальную культуру и шел процесс «скрытой русификации». В то же время росло число репрессированных и среди русского населения.

  • Слайд 11

    4. Национальная политика Члены еврейского Антифашистского комитета В годы войны в СССР был создан еврейский Антифашистский комитет. После окончания войны комитет хотел создать автономию в Крыму или Поволжье, что было расценено властями, как заговор. Комитет был обвинен в космополитизме и распущен, его члены арестованы и осуждены. Руководители комитета расстреляны.

  • Слайд 12

    5. Восстановление «железного занавеса» Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, на то, что СССР станет более открытой страной. Но отношения СССР с военными союзниками быстро испортились. Летом 1945 г. в стране началась кампания против западного влияния на отечественную культуру. Партия снова взяла культуру под полный контроль.

  • Слайд 13

    5. Восстановление «железного занавеса» Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.Жданов. «Железный занавес» был полностью восстановлен в 1948 г., когда развернулась борьба с космополитизмом. СССР вновь оказался не только в идеологической, но и культурной изоляции от остального мира. А.Жданов и И.Сталин

  • Слайд 14

    6. Литература, театр и кино, музыка Центральное место в литературе занимала военная тематика («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова). В романах «Кружилиха» В.Пановой, «Первые радости» К.Федина центральное место занял процесс возрождения мирной жизни. В это время стремительно развивалась национальная литература. На всю страну прославились Р.Гамзатов, Д.Кугультинов, К.Кулиев и др. Р.Гамзатов К.Кулиев

  • Слайд 15

    6. Литература, театр и кино, музыка Усиливался партийный контроль над литературой. В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) за «безыдейные, идеологически вредные произведения» резкой критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство.

  • Слайд 16

    6. Литература, театр и кино, музыка Критике подверглись известные писатели: руководитель Союза писателей СССР А.Фадеев за первый вариант «Молодой гвардии», где было слабо показано роль партийного руководства молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.Исаковский за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…». Критике подвергались драматург А.Штейн, писатели М.Слонимский, Ю.Герман, Э.Казакевич. За космополитизм были расстреляны П.Маркиш и Л.Квитко, по делам И.Эренбурга, С.Маршака, В.Гроссмана велись следствия. А.Фадеев М.Исаковский

  • Слайд 17

    6. Литература, театр и кино, музыка Усилилось давление партии на театр и кино. ЦК осудил «идеализацию… царей, ханов», а также постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам». В соответствующем постановлении ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм». С.Эйзенштейн на съемках «Ивана Грозного»

  • Слайд 18

    6. Литература, театр и кино, музыка В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия» С.Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А.Столпера, «Весна» Г.Александрова и др. В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку. Кадр из фильма С.Герасимова «Молодая гвардия»

  • Слайд 19

    6. Литература, театр и кино, музыка В конце 40-х были созданы крупные произведения - «Медный всадник» Р.Глиера, «Великая дружба» В.Мурадели, «Каменный цветок» С.Прокофьева. Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели, Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна за «антинародную направленность» их искусства. С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян

  • Слайд 20

    7. Образование и наука После войны быстрыми темпами шло восстановление системы образования. В 1950 г. в стране насчитывалось 222 тыс.школ. Расходы на образование выросли в 2,5 раза. Страна продолжила, прерванный войной переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Восстановление экономики требовало квалифицированных специалистов и к 1947 г. был превзойден довоенный уровень ВУЗов и студентов. За 5 лет было подготовлено 650000 различных специалистов.

  • Слайд 21

    7. Образование и наука В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использовавшиеся властями для утверждения «партийности науки» и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г. на сессии академии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. Развитие генетики было прервано на долгие годы. Т.Лысенко

  • Слайд 22

    7. Образование и наука В 1950 г. И.Сталин лично принял участие в дискуссии по вопросам языкознания. Он «научно доказал» необходимость существования в СССР сильного и контролирующего все сферы жизни государства, тем самым опровергнув тезис К.Маркса о постепенном отмирании государства на пути строительства коммунизма.

  • Слайд 23

    7. Образование и наука Дискуссии в исторической науке были сведены к обоснованию необходимости существования в СССР существующей модели государства. В ходе таких «дискуссий» прогрессивными деятелями в истории были объявлены Иван Грозный и опричники. На борцах за национальную независимость было поставлено клеймо иностранных агентов.

  • Слайд 24

    7. Образование и наука Экономические дискуссии завершились выходом в свет работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Работа отвергала любые проявления рыночной экономики в социалистическом государстве и обосновывала все большее огосударствление экономики в СССР.

  • Слайд 25

    Выводы После войны культура и ее основные задачи были сведены к обработке общественного сознания. Роль науки заключалась также в решении оборонных задач и утверждении «партийности» как в гуманитарных, так и естественных науках.

  • Слайд 26

    Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

  • Слайд 27

    Домашнее задание Изучить параграфы 36-37 Ответить на вопросы на стр. 249 и стр.254 (устно) Знать основные события и термины

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке