Презентация на тему "Преподобный Сергий Радонежский"

Презентация: Преподобный Сергий Радонежский
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.9
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Преподобный Сергий Радонежский", созданная преподавателем специально для того, чтобы рассказать учащимся об этом духовном наставнике земли русской, о его активном участии в построении храмов на Руси и том культурном и религиозном следе, который дошел и до наших дней.

Краткое содержание

  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Свято-Троицкая Сергеева Лавра
  • Деятельность Сергия Радонежского
  • Благословение князя Дмитрия Сергием Радонежским
  • Детство и юность Сергия Радонежского
  • Смерть
  • Изображение Преподобного Сергия Радонежского на различных предметах культурного наследия

Содержание

  • Презентация: Преподобный Сергий Радонежский
    Слайд 1

    Презентация.Тема:

    Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергеева Лавра в произведениях древнерусского искусства.

  • Слайд 2

    Преподобный Сергий Радонежский14 мая 1314-25 сентября 1392

    Монах Русской церкви, основатель Свято-Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси в духе исихизма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития

  • Слайд 3

    Свято-Троицкая Сергеева Лавра, основанная Преподобным Сергеем Радонежским.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия

    началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц.

    В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

  • Слайд 6

    По церковному преданию, изложенному в "Сказании о Мамаевом побоище" и "Житии Сергия

    Радонежского", преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

  • Слайд 7

    Благословение князя Дмитрия Сергием Радонежским.

  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Детство и юность Сергия Радонежского

    Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

  • Слайд 11

    М. В. Нестеров

    "Видение отроку Варфоломею"

  • Слайд 12

    Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

  • Слайд 13

    Смерть

    Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

  • Слайд 14

    Преподобный Сергий Радонежский. Шитая пелена («первый» покров).

    Около 1422–1425/6 годов. Музей "Ризница". Фрагмент

  • Слайд 15

    Преподобный Сергий Радонежский.

    Фрагмент изображения на «застенке» обреза Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки.

    1420–1430-е годы. Серебро, золочение, гравировка. РГБ

  • Слайд 16

    Это гравированный медальон на одной из серебряных пластин-«застенков», закрывающих обрез известного Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки (РГБ. Ф.304. III. №4/М. 8654). Пластины относятся к позднейшим дополнениям рукописи. И если сам ныне существующий пергаменный блок, по палеографическим наблюдениям, мог быть вставлен в драгоценный ранний оклад 1392–1402/1406 годов приблизительно во второе десятилетие XV века, появление пластин-застенков можно датировать 20–30-ми годами этого столетия. Работы по дополнительному украшению кодекса допустимо связывать с одним из вкладов наследников боярина Кошки в Троице-Сергиев монастырь [11].

    Лик преподобного Сергия на пластине, при некотором сходстве очертаний с древнейшим троицким покровом, приобретает более сглаженный, смягченный облик, утрачивая черты экспрессии. Характерно, что наибольшее сходство полуфигура медальона обнаруживает в одной из фигур алтарной преграды в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, также 20-х или начала 30-х годов XV века [13].

  • Слайд 17

    Преподобный Сергий Радонежский. Фрагмент шитого походного иконостаса. 1420–1430-е годы. ГИМ

    Вторым, близким по времени «портретом» является фрагмент разрозненного шитого походного иконостаса из собрания графа А.С.Уварова и других владельцев. Ныне его части хранятся в разных музеях — ГИМ, ГММК и ГРМ [14]. В Историческом музее находится несколько фигур нижнего яруса шитого комплекса, соответствующего ряду преподобных отшельников и отцов церкви из храмовых росписей XIV–XV столетий, нередко размещаемых на алтарных преградах. Среди них представлены известные по росписям Успенского собора в Звенигороде (около 1400 года) святые Пахомий Великий, Варлаам и царевич индийский Иоасаф, а также преподобные Сергий и Кирилл [15]. Отождествление последнего с основателем Кирилло-Белозерского монастыря не может быть окончательным из-за обилия святых с этим именем. Идентификация Сергия с троицким игуменом кажется безусловной, поскольку ни один из популярных в то время в русской церковной традиции святых монашеского чина не соответствует персонажу, представленному на походном иконостасе [16].

  • Слайд 18

    Преподобный Сергий изображен более хрупким, пропорции фигуры удлинены, силуэт смягчен, волосы и борода аккуратно приглажены. Вместе с тем здесь отчетливы элементы экспрессивной напряженности в чертах его лика. Но именно плавные очертания удлиненного силуэта в сочетании со сходной трактовкой других персонажей определяют главное впечатление. Аналогично «застенкам» Евангелия Кошки, преподобный Сергий предстает в походном иконостасе в окружении особо чтимых отечественным православием святых, подобно нижним ярусам храмовых росписей. Их подбор, естественно, превышает возможности упомянутых «застенков». И пафос всеобщности культа новоявленного святого приобретает более широкий и наглядный характер, вводя Сергия в лоно Небесной Церкви.

  • Слайд 19

    Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Шитая пелена. Вторая половина XV века.

    Музеи Московского Кремля

    Следующим по хронологии в рамках доступных нам источников следует считать упоминаемую летописью под 1446 годом «икону, иже на гробе святаго Сергия, явление святыя Богородица с двема апостолома», которую, пытаясь умилосердить врагов, берет в руки Василий II. Ее композиция, по всей вероятности, соответствует пелене с тем же сюжетом второй половины XV века из собрания Оружейной палаты [17]. Чудо явления представляет собой наиболее распространенный в искусстве и ставший самостоятельным сюжет из Жития преподобного Сергия. По-видимому, уже на раннем этапе, вскоре после создания первого нагробного покрова, он разрабатывается в стенах Троицкого монастыря или по заказу его властей. Аналогичная сцена включена в состав композиций резного креста, приписываемого монастырскому резчику 1450-х годов Амвросию [18]. Такая популярность обусловлена исключительной важностью акта явления, его редкостью в монашеской практике (например, из русских иноков его удостоился лишь младший современник и собеседник преподобного Сергия Кирилл Белозерский). Любопытно, что первый составитель Жития Сергия Епифаний Премудрый не упоминает о чуде, оно имеется в тексте Пахомия Серба; описание явления Богоматери преподобному Кириллу включено в его Житие, автором которого является тот же Пахомий. Иконы со сценой явления Богоматери преподобному Сергию встречаются едва ли не чаще житийных икон преподобного. Вместе с тем следует заметить, что образы основателя обители — единоличные и житийные – были практически во всех храмах на землях троицких монастырских владений. Об этом свидетельствуют описи конца XVI–XVII столетия.

  • Слайд 20

    Преподобный Сергий Радонежский. Икона начала XVII века. Музей им. Андрея Рублева

    Многие этапы формирования сергиевской иконографии в ранний период, прежде всего — житийного характера, остаются нам неизвестными.

  • Слайд 21

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Троицкий собор

    Троице-Сергиевой лавры

    Центральная фигура преподобного из Успенского собора предстает держащей в левой руке развернутый свиток с отрывком проповеди (надпись начинается с обращения: «Внимайте…»). В поясном изображении из Троицкого храма, подобно остальным поясным образам круга Дионисия и его преемников, святой держит свернутый свиток.

  • Слайд 22
    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием».
    • Успенский собор Московского Кремля
    • Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием»
    • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
  • Слайд 23

    Четвертое клеймо изображает пострижение в иноки Варфоломея-Сергия («начало черничеству святого»). В следующем предстает одно из первых чудес — изгнание бесов, которые покидают святого через «расступившуюся» стену кельи. Замыкает верхний ярус клейм сцена пострига преподобного в иереи. Согласно Житию, замещавший находившегося в Царьграде митрополита Алексия и живший в соседнем Переславле-Залесском Волынский епископ Афанасий (= 1362) за день до этого «постави его иподьдиаконом, та же и диаконом… наутрие же съвръши его иерейским саном».

  • Слайд 24

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона 1480–1490-х годов. Успенский собор

    Московского Кремля

    Образ преподобного в среднике троицкой иконы исполнен мягкости черт, «кротости» и внутренней молитвенной сосредоточенности.

  • Слайд 25

    Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона начала XVI века (около 1510). Музей им.

    Андрея Рублева

    На протяжении XVI века в разных художественных центрах Русского государства создается множество образов преподобного Сергия — в иконописи, шитье и декоративном искусстве. Ювелирные изделия и произведения шитья, как правило, были связаны с Троице-Сергиевым монастырем, созданы для его нужд, подобно сменяющим друг друга нагробным пеленам святого [31]. При всем единообразии иконографии облик «портретов» на них иногда существенно разнится друг от друга. Еще большим разнообразием отличаются иконные изображения преподобного. Нередко, из-за утраты надписей, их идентификация приобретает гипотетический характер. Такова, в частности, икона второй четверти XVI века в собрании Музея им. Андрея Рублева из коллекции А.А.Ширинского-Шихматова [32].

  • Слайд 26

    Мастер Евстафий Головкин. Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1592. СПМЗ

    Устойчивый в целом на протяжении раннего времени состав клейм в житийных иконах доживает практически до конца указанного столетия, что можно видеть на примере небольшой иконы работы местного троицкого иконописца Евстафия Головкина 1592 года (СПМЗ) [33].

  • Слайд 27

    Сцены Куликовской битвы. Фрагмент иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с житием». Начало

    XVII века, с позднейшими дополнениями. Ярославский художественный музей

    Наиболее ярким и заключительным из позднейших икон является монументальный образ преподобного Сергия в рост из Ярославля начала XVII века, в окружении клейм, дополненных позднее сценами «Сказания о Мамаевом побоище» [35]. В последующих поколениях основатель Троицкого монастыря выступает как едва ли не главный вдохновитель Куликовской битвы, поворотного события отечественной истории XIV–XV столетий.

  • Слайд 28

    Принятые в презентация

    • ГИМ — Государственный исторический музей
    • ГММК — Государственные музеи Московского Кремля
    • ГРМ — Государственный Русский музей
    • ГТГ — Государственная Третьяковская галерея
    • РГБ — Российская государственная библиотека
    • СПМЗ — Сергиево-Посадский музей-заповедник
    • ЦМиАР — Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Хромушина Л.А. ® 2015г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке