Презентация на тему "Игумен земли русской.К 700-ЛЕТИЮ со дня рождения ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО"

Презентация: Игумен земли русской.К 700-ЛЕТИЮ со дня рождения ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Игумен земли русской.К 700-ЛЕТИЮ со дня рождения ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО". Презентация состоит из 37 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 3.88 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Игумен земли русской.К 700-ЛЕТИЮ со дня рождения ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
    Слайд 1

    Игумен земли русской.К 700-ЛЕТИЮ со дня рождения ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

  • Слайд 2

    «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий»Евгений Поселянин

  • Слайд 3

    Икона прп. Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси, Основатель Троице-Сергиевой лавры 1314 г. – 1392 г.

  • Слайд 4

    ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиевом Посаде Московской области; основан Сергием Радонежским в середине 14 века. Дату основания монастыря возводят к 1337 году, когда преподобный Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время здесь был принят устав монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря.  ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, современный вид.

  • Слайд 5

    Известный философ-священник Павел Флоренский писал:  «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”» ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, фотохром 1890 г.

  • Слайд 6

    Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий в семье. Чтение. По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда — Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

  • Слайд 7

    Александр Простев. Отрок Варфоломей, читающий псалмы. Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников. 3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства. Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

  • Слайд 8

    Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889-1890 Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.Теперьон — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». — Что тебе надо, мальчик?Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Родители переселились в Радонеж в Подмосковье. Деревенская картинка, такая близкая и такая понятная через шестьсот лет!

  • Слайд 9

    И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

  • Слайд 10

    Михаил Нестеров. Святой Сергий Радонежский. 1891-1899 Шли годы. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынно-житию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом.

  • Слайд 11

    Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Уединенная молитва. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года. Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную. Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

  • Слайд 12

    Сергей Ефошкин Преподобный Сергий. Весна (акварель) Выдержит ли в грозном лесу, в одинокой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал . Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив». Сергий увидел раз у келииогромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.Так прожил монах Сергий в полном одиночестве некоторое время.

  • Слайд 13

    Михаил Нестеров. Труды Преподобного Сергия Радонежского. Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…

  • Слайд 14

    Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келиистояли под огромными соснами, елями. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово. Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители.

  • Слайд 15

    Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах. Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Труды в пекарне

  • Слайд 16

    Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. (фрагмент) Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать Литургию. Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

  • Слайд 17

    И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти. Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский. Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу. … Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. За хворостом

  • Слайд 18

    Аполлинарий Васнецов. Троице-Сергиева лавра. 14 век. (1908-1913) В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.

  • Слайд 19

    Павел Рыженко. Житие преподобного Сергия. Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост — беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные «отличия» его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте.

  • Слайд 20

    Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей — лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах — масле и т. п.Водин из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали. Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.— Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:— Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. (фрагмент)

  • Слайд 21

    Сергей Ефоршкин. Преподобный Сергий Радонежский.Явление Пресвятой Богородицы.

  • Слайд 22

    Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

  • Слайд 23

    Кривов Игорь. Осень. Сергий Радонежский. Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда «старичка» слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания — трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным — иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

  • Слайд 24

    Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством — не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество — вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью — желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало. Павел Рыженко. Отче наш Сергие.

  • Слайд 25

    Сергей Чикуньков. Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским

  • Слайд 26

    Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити — все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,— восхождение.В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло. Время для князя Димитрия Донского опасное. Он идет за благословением на освободительный для Руси бой к игумену Сергию. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос? Дмитрий I Иванович (12 октября  1350, Москва — 19 мая  1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский  (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363)

  • Слайд 27

    Владимир Соковнин. Благословение преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского 18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

  • Слайд 28

    Новоскольцев А. Н. (1853—1919). Святой Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского перед походом против Мамая. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».

  • Слайд 29

    Юрий Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

  • Слайд 30

    Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Благословение князя московского Димитрия Иоанновича со дружиною на битву. 1380 год Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

  • Слайд 31

    Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.Сергийв эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»8-е сентября 1380 года! Куликовская битва! «Куликовская битва»  Адольф Ивон (1859)

  • Слайд 32

    Игорь Машков. Паломничество св. князя Дмитрия Донского в Свято-Троицкую обитель к прп. Сергию после Куликовской битвы ПОБЕДА! РУСЬ ЦЕЛА! ОСВОБОЖДЕНА ОТ ЗАХВАТЧИКОВ!

  • Слайд 33

    В. Васнецов. Сергий Радонежский. 1882 г. Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоло-меем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникну-тыедухом его.Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на «Маковицу», оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.Неоставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

  • Слайд 34

    В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. 

  • Слайд 35

    Об усопших говорят: «Его больше с нами нет». Порой даже христиане забывают простую и радостную истину: у Бога нет мертвых, у Него все живы. Святые напоминают нам об этом своей заботой и помощью как в переломные моменты истории, так и в на первый взгляд совершенно не заслуживающих такого внимания ситуациях. Преподобный Сергий Радонежский продолжает совершать чудеса и сейчас, когда люди с верой просят его о помощи.

  • Слайд 36

    ОТЧЕ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС !

  • Слайд 37

    Презентация создана пресс-центромхрама иконы Божией Матери Знамение Абалакская Россия, г.Дивногорск, ул. Бориса Полевого 32 Ател. 8 (39144) 3-53-63 e-mail: Divno-Znamenie@yandex.ru http://www.divno-znamenie.prihod.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке