Презентация на тему "Академик Зелинский"

Презентация: Академик Зелинский
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Академик Зелинский" поможет преподавателю или учащимся подготовиться к тематическому уроку по истории или химии. Презентация рассказывает об одном из самых величайших химиков России.

Краткое содержание

  • Биография
  • Открытия и изобретения
  • Страницы из жизни

Содержание

  • Презентация: Академик Зелинский
    Слайд 1

    Академик Зелинский.Страницыжизни.

    • К 155-летию со дня рождения
    • Конкурс презентаций Великие люди России«Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su»
    • Жарко Марина Анатольевна
    • Учитель химии МБОУ «Школа» №141
    • г. Нижнего Новгорода
  • Слайд 2

    Николай Дмитриевич Зелинский

    https://www.youtube.com/watch?v=UVNotsp7JkA видео

    Какие впечаления вы получили от просмотра видеофрагмента?

    Что вы можете сказать о Зелинском?

  • Слайд 3
    • «Мне было десять лет, когда я пробовал добывать хлор, действуя соляной кислотой на перекись марганца»
    • Николай Зелинский родился 6 февраля 1861 г., в городе Тирасполе Херсонской губернии в дворянской семье. Отец его скончался от быстротечной чахотки в 1863 г. Два года спустя от той же болезни умерла его мать. Осиротевший мальчик остался на попечении своей бабушки,. Боясь возможности наследования болезни, она старалась закалять мальчика, он рос крепким и подвижным ребенком. Первоначальное образование Зелинский получил в Тираспольском уездном училище, затем в известной Ришельевской гимназии в Одессе. Интерес к химии появился у него очень рано, в 10 лет он уже проводил химические опыты.

  • Слайд 4

    «Химия как предмет, тогда в гимназиях не преподавалась вообще. Физику мы проходили, и в учебнике физики химии была уделена всего-навсего одна страница».

  • Слайд 5
    • «Менделеев предугадал неизвестные элементы — Бутлеров предсказал еще никем не открытые органические соединения. Бутлеровская теория дает возможность не только познавать существующие в природе органические соединения, но и создавать совершенно новые, изменять и дополнять природу».
    • Переломным моментом в выборе жизненного пути было знакомство Николая Зелинского с Иваном Михайловичем Сеченовым, который читал публичные лекции в Большой химической аудитории Новороссийского университета. В 1880 г. Зелинский поступил на естественно-историческое отделение Новороссийского университета, где принял решение посвятить себя органической химии. После окончания университета он остался на кафедре химии.
    • Н. Д. Зелинский — студент Новороссийского университета, 1884 г.
  • Слайд 6
    • «...среди профессоров Одесского университета были и такие светочи естествознания, как Вериго, Ценковский, Сеченов, Ковалевский, Мечников, Заленский, Головкинский, Умов, и ряд других достойнейших представителей русской науки. Я счастлив, что учился в Университете, где они преподавали, был их учеником, а впоследствии их более молодым товарищем и другом»
    • И.М. Сеченов
    • И.И. Мечников
  • Слайд 7
    • В 1885 Николай Зелинский был командирован в качестве стипендиата факультета в Германию. Для стажировки были выбраны лаборатории ЙоханнесаВислиценуса в Лейпциге и Виктора Мейера в Геттингене, где уделялось большое внимание вопросам теоретической органической химии и явлениям изомерии и стереохимии. Незадолго до приезда Зелинского Мейер открыл тиофен и предложил Николаю Дмитриевичу осуществить синтез тетрагидротиофена.
    • «Идя по пути такого синтеза мною приготовлен был промежуточный продукт – дихлордиэтилсульфид, – оказавшийся сильным ядом, от которого я жестоко пострадал, получив ожоги рук и тела». Мейер ЮлиусЛотар
  • Слайд 8
    • «…Как Черное море, так и одесские лиманы находятся в современную нам эпоху в стадии сероводородного брожения, …..что и отразится еще более, чем теперь, на уменьшении фауны и своеобразном характере небогатой флоры Черного моря».
    • Летом 1891 года профессор А. О. Ковалевский предложил Зелинскому принять участие в экспедиции на Черном море. Выявить причины появления ядовитого газа, не переносимого живыми существами, было интересной задачей для химика, особенно для Зелинского, прожившего много лет у берегов Черного моря
    • Н. Д. Зелинский — приват-доцент Новороссийского университета, 1890 г
    • Н. Д. Зелинский разгадал «загадку» , установив, что наличие большого количества сероводорода в глубинах Черного моря является результатом не проникновения его сквозь донные трещины, не какой-либо химической реакции, а продуктом жизнедеятельности найденных микроорганизмов. Впоследствии в статье «О сероводородном брожении в Черном море и одесских лиманах» Николай Дмитриевич сделал далеко идущие выводы:
  • Слайд 9
    • «Никогда не смея мечтать о том, чтобы стать профессором старейшего Московского университета, созданного гением Ломоносова, я вступил в его стены не без некоторого волнения, тем более что мне пришлось занять кафедру проф. Марковникова. Его научные работы были уже достаточно известны и оценены научным миром».
    • Осенью 1893 года Н.Д. Зелинский приступил к работе в Московском университете.
    • Научные интересы ученого в Москве сосредоточились на химии алициклических соединений и особенно углеводородов. Именно в этой новой области, а также в другой, тесно связанной с ней, – в химии нефти – Зелинский сделал наиболее значительные открытия.
  • Слайд 10
    • Важным объектом научных исследований этого периода стала нефть Продолжая исследования российского химика Владимира Васильевича Марковникова, он усиленно разрабатывал проблему рационального использования нефти, в частности вопросы ее ароматизации. В 1911 г. Зелинский сделал открытие, результатом которого стал пуск первого в России производства термического крекинга нефти. Вскоре он в числе большой группы профессоров Московского университета подал в отставку в знак протеста против реакционной политики министра просвещения, вмешивающегося в дела университета. Зелинский переехал в Петербург, где стал заведовать кафедрой товароведения на экономическом факультете Политехнического института и руководить Центральной лабораторией.
    • «Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сжигается нефть в топках»
    • Среди своих учеников после ухода из Московского университета в 1911 г.
  • Слайд 11
    • «Я изобрел его не для нападения, а для защиты миллионов молодых жизней от страданий и смерти.»
    • В годы Первой мировой войны Зелинский активно проводил исследования, которые способствовали заметному повышению выхода толуола — сырья для получения тринитротолуола (тротила, тола). Это исследование имело первостепенное значение для оборонной промышленности. В ходе войны стало применяться химическое оружие, потери среди солдат были огромны. Зелинский поставил задачу отыскать надежное средство защиты от отравляющих газов. В июне 1915 г. он впервые доложил о своей разработке – угольном противогазе. Из-за преступной задержки с внедрением противогаза по вине командования армии только в феврале 1916 г., после испытаний в полевых условиях он, наконец, был принят на вооружение. К середине 1916 г. было налажено массовое производство противогазов, и это спасло жизни миллионов русских солдат.
  • Слайд 12
    • После Февральской революции 1917 г. Николай Зелинский получил право вернуться в Московский университет и переехал в Москву для изучения методов получения бензина из мазута. Начиная с 1923 г. Зелинский опубликовал большое количество статей о синтезе новых соединений, происхождении нефти, холестерине, белках и др.
    • С группой студентов Московского университета в 1897 г.
    • Химия тесно связана с окружающей нас жизнью.
    • В лаборатории органической химии Московского университета в 1907 г.
  • Слайд 13

    В лаборатории МГУ

    • «Когда химик знакомится со строением нефтяных углеводородов, изучает их свойства, он не может не удивиться, насколько легко природа создала эти удивительные формы, которые так трудно приготовить синтетически».
    • В период гражданской войны, когда Россия была отрезана от главных нефтяных районов, Зелинский разработал метод каталитического крекинга тяжелых нефтяных отходов (мазута) и масел, значительные запасы которых находились в волжских нефтяных цистернах и нефтехранилищах. Получившаяся в результате крекинга смесь углеводородов имела температуру кипения в интервале 25–180 °С и была пригодна в качестве топлива для немногочисленных еще тогда самолетов Красной Армии.
    • Не менее важно открытие ученым процесса каталитического образования ароматических углеводородов из алканов и циклоалканов.

  • Слайд 14
    • Кафедра химии нефти, 1946 г
    • «В науке коллективное творчество — залог успеха. Ученый должен обладать умением создавать вокруг себя дружный творческий коллектив, заинтересовать людей одним общим делом.»
    • Н.Д. Зелинский в кругу ученых, 1934 г.
    • Н.Д. Зелинский в кругу семьимС женой
  • Слайд 15
    • За огромный вклад в развитие химии Зелинский был избран членом Московского общества испытателей природы, награжден Большой премией имени А. М. Бутлерова, удостоен звания заслуженного деятеля науки, избран академиком АН СССР. Ему была присуждена премия им. В. И. Ленина, звание Героя Социалистического Труда, его именем назван Институт органической химии в Москве.
    • Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком, не бесполезным для моей Родины.
  • Слайд 16
    • «Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности.»
    • Памятник в г.Электростали
    • Н. Д. Зелинский на почтовой марке СССР, 1961 год
    • Памятник в Тирасполе (Молдавия)
    • Новодевичье кладбище Москвы
    • Зелинский скончался 31 июля 1953 г.
  • Слайд 17

    Страницы жизни

    • 1861 - Родился в г. Тирасполе
    • 1872 — Поступление в Одесскую гимназию.
    • 1880-1884 — Учеба в Новороссийском университете
    • 1889 -1891— Защита диссертаций. Зачисление приват-доцентом Новороссийского университета. .
    • 1893 - Приглашен в Московский университет. Работы по нефти.
    • 1905 — Начаты работы по каталитическим превращениям углеводородов и по белку.
    • 1911 -1917 -- Работа в Петербурге.
    • 1915–1916 — Создание противогаза.
    • 1917 — Возвращение в Московский университет. Работы по получению бензина из нефтяных отходов.
    • 1920–1931 — Работы по изучению сырьевых ресурсов страны.
    • 1929 — Избрание в действительные члены Академии наук СССР.
    • 1931–1933 — Работы по синтетическому каучуку и нефтяным продуктам.
    • 1953 - Академик АН СССР, он получил множество наград, в том числе звание героя труда и заслуженного деятеля науки.
    • Умер 31 июля 1953г
  • Слайд 18

    Информационные источники

  • Слайд 19

    ИЗ ИСТОРИИ

    • В 1790 г. при штурме А.В.Суворовым крепости Измаил в плен к русским попал пятилетний мальчик, турок по происхождению. Ребенок воспитывался солдатами полка и получил фамилию Васильев. Впоследствии он женился на русской женщине, а его сын Иван – на дочери тираспольского помещика Марии Петровне Храбро-Васильевой. От брака их старшей дочери Дарьи Ивановны и потомственного дворянина Волынской губернии Дмитрия Осиповича Зелинского 6 февраля 1861 г. в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии родился Николай Дмитриевич Зелинский.
    • Дом-музей академика Зелинского в Тирасполе.
  • Слайд 20
    • Как получил хлор десятилетний Николенька Зелинский?
    • Приведите уравнение реакций.
    • Как еще можно получить хлор в лаборатории?
  • Слайд 21

    ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО

    • Дихлордиэтилсульфид,
    • Ипри́т (или горчичный газ, синонимы: 2,2'-дихлордиэтиловый тиоэфир, 2,2'-дихлордиэтилсульфид, 1-хлор-2-(2'-хлорэтилтио)-этан, «Lost») — химическое соединение с формулой S(CH2CH2Cl)2.
    • Боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, чрезвычайно токсичен, обладает сильным кожно-нарывным действием.
    • Попробуйте записать структурную формулу этого вещества.
  • Слайд 22
    • Жизнедеятельность микроорганизмов и выделение в результате ее сероводорода — процесс, протекающий длительное время, поэтому для окончательного подтверждения своего взгляда молодой ученый запаивает в трубки образцы ила с глубин Черного моря. Здесь они будут покоиться несколько десятков лет, после чего их надо будет вскрыть и закончить начатое исследование. Зелинский не рассчитывал сам дожить до того времени и полагал, что. «загадку» Черного моря решит кто-нибудь из его преемников. Этот эксперимент характерен для научного стиля Зелинского: неважно, кто сделает открытие, важно общее развитие науки, поступательное ее движение, приводящее к познанию тайн природы.
    • Но Николаю Дмитриевичу посчастливилось самому сделать и этот последний шаг — через 45 лет он сам вскрыл трубки. Значительное количество содержащегося в них сероводорода и обнаруженные под микроскопом живые микроорганизмы полностью подтвердили правильность сделанных им полстолетия назад выводов.
    • Канонерская лодка «Запорожец»
  • Слайд 23

    Реакции Зелинского

    • Каталитическое диспропорционированиециклогексадиена и циклогексена (1911):
    • В свое время В.В.Марковников обнаружил в кавказской нефти довольно много «нафтенов» (циклоалканы, т. е. предельные циклические углеводороды), которые назвал «химическими мертвецами». Зелинский «оживил» этих «мертвецов», показав, что циклогексан (С6Н12) и его гомологи при 300 °С каталитическим дегидрированием (отщепление водорода) превращаются в бензол и его гомологи.
    • Составьте уравнение реакции. С6Н12 = С6Н6 + 3Н2. (катализаторы Pt, Cr2O3/Al2O3; 200 °С)
  • Слайд 24

    Устройство фильтрующего противогаза

    • 1.фильтрующе-поглощающая коробка
    • 2.лицевая часть противогаза
    • 3.очковый узел
    • 4.шихта
    • 5.ПАФ
    • 6.клапанная коробка
    • Зелинский пришел к идее создания универсального противогаза, которая была основана на возможной сорбируемости почти всех отравляющих веществ, независимо от их химической природы. В качестве поглотителя он использовал активированный уголь. Инженер завода «Треугольник» Э.Л.Кумант предложил использовать для противогаза сконструированную им резиновую маску. Противогаз Зелинского–Куманта спас многие тысячи жизней и был принят на вооружение в русской, а затем и в союзнических армиях во время первой мировой
  • Слайд 25
    • Как вы думаете какие особые причины заставили ученого принять участие в разработке противогаза?
    • Помимо естественного желания патриота оказать помощь родине в момент грозной опасности, Зелинский не только лучше чем кто-либо понимал страдания пораженных ядовитыми газами, но и ясно отдавал себе отчет в том, что это — лишь начало и что за хлором, первым отравляющим веществом, примененным немцами, последуют более страшные. Вскоре на фронте был применен дихлордиэтилсульфид («иприт», или «горчичный газ»), первой жертвой которого за тридцать лет до этого оказался Зелинский
  • Слайд 26

    Реакция Зелинского-Стадникова

    Метод синтеза α-аминокислот из альдегидов и кетонов.(1906 ) Это усовершенствованный метод циангидринногосинтеза α-аминокислот, разработанного немецким химиком А. Штреккером (1850) где R и R'= H, алифатический, алициклический или ароматический радикал. Реакцию проводят в водныхсредах при 0—20°С в течение нескольких часов. С выходами 60—90% образуются α-аминонитрилы (I),гидролизуемые далее в α-аминокислоты (II).

  • Слайд 27

    Реакции Зелинского

    • Реакция Зелинского–Казанского (метод Зелинского–Казанского)
    • Тримеризация ацетилена (полимеризация ацетилена) на активированном угле при нагревании (1924):
  • Слайд 28

    Проверим знания

    • Соотнесите именную реакцию или правило с соответствующей реакцией или нужным правилом
    • А. Реакция Вюрца 1. CH3CH2CH=CH2 + HCl → CH3CH2CHClCH3
    • Б. Реакция Кучерова 2. R–H + HNO3 → R–NO2 + H2O
    • В. Реакция Зелинского 3. 2C2H5I + 2Na → н-C4H10 + 2NaI
    • Г. Реакция Коновалова 4. цикло-C6H12 → C6H6 + 3H2
    • Д. Правило Марковникова5. C2H2 + H2O → CH3CHO
    • 6. 3C2H2 → C6H6
    • А-3, Б-5, В-4,6, Г-2, Д-1
  • Слайд 29

    Решаем задачу

    • Сразу после получения известий о газовой атаке Зелинский приступил к поиску путей защиты от газообразных ядов и созданию противогаза. Главными действующими реагентами в опытных противогазах были гипосульфит (тиосульфат) натрияNa2S2O3, вступающий в реакцию с хлором исода Na2CO3, которая нейтрализовала полученные кислоты
    • В результате реакций образуются неядовитые продукты. Рассчитайте сколько нужно гипосульфита натрия и карбоната натрия для нейтрализации 10 л хлора (при н.у.)
    • Na2S2O3 + 4Cl2 + 5H2O = Na2SO4 + H2SO4 + 8HCl
    • Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
    • Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2
  • Слайд 30

    Решаем ЕГЭ

    • Задание 38. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    • Найдите реакцию Зелинского. По каким признакам ее можно определить?
    • При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке