Презентация на тему "Пугачев и пугачевщина" 10 класс

Презентация: Пугачев и пугачевщина
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: "Пугачев и пугачевщина". Предмет: история. 26 слайдов. Для учеников 10 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Пугачев и пугачевщина
    Слайд 1

    Пугачев и пугачевщина

  • Слайд 2

    Проблемный вопрос.

    Кто он Пугачёв «Изверг и злодей или умный талантливый народный вождь? (Иными словами «волк или человек»?)

  • Слайд 3

    Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним из главных в произведении. Или и то, и другое. Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь.

  • Слайд 4

    Задачи: Прочитать повесть «Капитанская дочка». Изучить «Историю Пугачева». Раскрыть образ Пугачева на основе сопоставления. Методы: Изучение и анализ художественного текста. Изучение критической литературы

  • Слайд 5

    План.

    «Две стороны одной медали». Знакомство. Образ Пугачева. Портрет. Романтические черты. Обращение к фольклору. Народность образа. Роль образа Пугачева в любовном сюжете. Деликатность души. Жизненные позиции. Отношение персонажей к Пугачеву. Пугачевщина.

  • Слайд 6

    «Две стороны одной медали».

    С одной стороны, он дан как историческая личность- талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773-1774 гг. С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия мышления субъективная.

  • Слайд 7

    Знакомство.

    -Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: степь, буран. -Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие этих отношений и является средством раскрытия характера Пугачёва. Здесь присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества характера Пугачёва( кровожадность, лукавство), Пугачёв во сне – отец Гринёва хочет его благословить -Постоялый двор, где остановился Гринёв, похож на «разбойничью пристань».

  • Слайд 8

    Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера: Образ Пугачева

  • Слайд 9

    а) ум, сметливость б) широта натуры. Способность совершать благородные поступки. г) смелость, отвага: д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства: е) память на добро. ж) свободолюбие.

  • Слайд 10

    Портрет

    В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные, живые, блестящие с плутовской хитринкой». В их таинственном блеске- сила и притягательность, наполняющая душу «паническим ужасом». («Незваный гость»)

  • Слайд 11

    Портрет.

    В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя».В главе «Вожатый» Пугачев одет в «оборванный армяк и татарские шаровары», а в главе «Приступ» происходит метаморфоза: «на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями»

  • Слайд 12

    Романтические черты.

    А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы его предать, чтобы спасти себя. «Улица моя тесна: воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

  • Слайд 13

    В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив разбойников. В главе «Мятежная слобода» наперсниками Пугачёва являются беглый капрал Белобородов и ссыльный преступник Хлопуша, которые ведут между собой разбойничьи разговоры - Тебе бы всё душить да резать… Сам в могилу смотришь, а других губишь. - …я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью; кистенём и обухом, а не бабьим наговором.

  • Слайд 14

    Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые встречает его в буран; во «дворец» мнимого государя он попадает ночью. Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.

  • Слайд 15

    Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия.

    Те главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец». «…Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая».

  • Слайд 16

    Народность образа.

    Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи. Много пословиц, поговорок, устойчивых выражений. «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком- да мимо». «…небо с овчинку показалось…» «…ступай себе на все четыре стороны…» «…Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет…» «Долг платежом красен».

  • Слайд 17

    Роль образа Пугачева в любовном сюжете.

    Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту, по- отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать.

  • Слайд 18

    Деликатность души

    Испытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает от своего долга. Преодоление конфликтной ситуации рисует нам духовно богатую личность Пугачева. Он проявляет мудрость и доброту, нам открывается редкая деликатность души.

  • Слайд 19

    Жизненные позиции Пугачева.

    Они раскрываются в диалогах с Гриневым, в сказке старой калмычки об орле и вороне. «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал». «…чем триса лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там Бог даст!»

  • Слайд 20

    Отношение других персонажей .

    Гринев: -Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей для всех, кроме меня. Савельич: -Пьяница оголелый, проходимец. Отец Гринева: -Мятежник.

  • Слайд 21

    До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит в себе силы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг. «Пугачев стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный!» А. С. Пушкин «История Пугачева».

  • Слайд 22

    Пугачевщина

    В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина». Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания; противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников.

  • Слайд 23

    Пугачевщина.

    А в «Капитанской дочке»…. «Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не только ход событий, но и судьбы героев, она способствовала благоприятному разрешению любовной коллизии(Гринев- Маша), грубо разрушенной старшим Гриневым.

  • Слайд 24

    Вывод

    История вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева - реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке, подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.

  • Слайд 25

    Вывод.

    Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических и фольклорных элементов, это образ- символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.

  • Слайд 26

    Литература

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Литература 8 класс. М. «Просвещение» 2006. А.с.Пушкин «История Пугачева» Башкирское книжное издательство Уфа. 1978. Г.П.Макагоненко «Капитанская дочка» А.С.пушкина Л. «Художественная литература» 1977 Г.И.Беленький Литература 8 классю Методические советы. М. «Просвещение»2001

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке