Содержание
-
«Система образов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Модель урока для учащихся 9 классов. Подготовила: Лагунина Е.
-
Методическая информация
Вид урока: урок – беседа. Цели урока: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева); помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; воспитывать способности к нравственному выбору.
-
Методы и приемы: Эвристический (беседа, пересказ с элементами анализа, анализ образа героя) Исследовательский (самостоятельный анализ образа героя, элементы сопоставительного анализа)
-
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Проверочная работа
-
Художник С. Иванов. 1899
-
Глава 2. «Вожатый». Встреча в буране Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».
-
Художник С. Герасимов
-
Глава 3. «Поединок». Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
-
Художник А. Иткин
-
Художник А.Иткин Глава 6. «Пугачевщина». Допрос башкирца. Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся,— тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок.
-
Художник С. Герасимов
-
Глава 7. «Приступ». Прощание Маши с отцом. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее». (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.)
-
Художник С. Герасимов
-
Художник С. Герасимов Глава 7. «Приступ». Пугачев и Савельич. Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной!— говорил бедный дядька.— Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует»,— говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны.
-
Художник А. Иткин
-
Художник А. Иткин Глава 12. «Сирота». Освобождение Маши. Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. Что тогда со мною стало — не помню. Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: «Хорош у тебя лазарет!»
-
Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882
-
Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882 Глава 14. «Суд». Маша Миронова и императрица. — Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом.— Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. — Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна. — Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув. — Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.— Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю. Дама выслушала ее со вниманием
-
Художник А. Иткин
-
Художник А. Иткин Глава 14. «Суд». «Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова». Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца.
-
Система образов в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д. И. Фонвизин “Недоросль”
-
Таблица
-
Петр Андреевич Гринев
Образ Гринева дан в развитии, черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. «…слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе... если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества... доброту и благородство».
-
Алексей Иванович Швабрин
Гринев и Швабрин являются антиподами. И если Гринев в своем выборе руководствуется понятием чести, то Швабрин – личной выгодой.
-
Гринев и Швабрин. Какие они разные!
Что общего между ними: а) офицеры из дворян; б) оба любят Машу; в) оба молоды; г) служат в Белогородской крепости. Различия между ними: а) воспитание; б) отношение к окружающим; в) отношение к Маше; г) отношение к воинскому долгу.
-
Емельян Иванович Пугачёв
Образ Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Важнейший принцип создания образа Пугачева — превращение, метаморфоза. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений.
-
Поиграем?
Кому принадлежит это качество? Гриневу? Пугачеву? Швабрину? подлость храбрость вспыльчивость доброта милосердие изворотливость властность одиночество храбрость милосердие одиночество трусость жестокость жестокость искренность честь слабость духа впечатлительность
-
Подведем итоги
Какой же образ у нас дан в развитии? А образ Швабрина и Пугачева? В чем же особенности образов в повести?
-
Подготовка к сочинению по повести Пушкина «Капитанская дочка»
«Гринев в Белогородская крепости» «Белогородская крепость в жизни Гринева»
-
Работа над сочинением
1. Переформулировать каждую тему в вопрос. Тезис. 2. Цитатный план. 3. План сочинения. 4. Черновая работа. 5. Чистовая работа.
-
«Гринев в Белогорской крепости»Цитатный план
1. «Ивот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!» (первые впечатления Гринева от Белогорской крепости). 2. «...Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною» а) «Незаметным образом привязался я к доброму семейству...»; б) «Марья Ивановна нравилась мне...». 3. «Присутствие Швабрина было мне несносно»: а) «Час от часу беседа его становилась для меня менее приятною»; б) «Мы условились драться...». 4. «Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит!»И т. д.
-
«Белогорская крепость в жизни Гринева»План сочинения
I. Вступление. Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда? II. Основная часть. Под влиянием каких встреч и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе? 1. Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую качества характера, проявленные при этом (столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву). 2. История отношений Гринева со Швабриным 3. «Сильное и благое потрясение» в жизни Гринева III. Заключение. Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?
-
Темы для домашнего сочинения:
Белогородская крепость в жизни Гринева. Гринев в Белогородской крепости. Маша Миронова – образ русской православной девушки (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.