Содержание
-
Расширение влияния Возрождения в Беларуси в серединеXVI– начале XVII в.
-
Развитие культуры Беларуси в середине XVI – начале XVII в. происходило в условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.
-
2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением и возникновением реформационных типографий. Первая на современной территории Беларуси типография действовала в 1550-1570 гг. в Бресте при поддержке магната, мецената Николая Радзивила Черного. Это типография выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках. Николай Радзивил Чёрный
-
Последователем Ф.Скорины считают Симона Будного. Он в 1562 г. в основанной им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке "Катехизис". Книга «Об оправдании грешного человека перед Богом»
-
На личные средства издал “Евангелие” на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным предисловием. Он выступал против полонизации , развивал идею служения Родине Вторым из последователей Скарыны был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (Чашницкий район Витебской области) он перевел и в 1580 г.
-
Сначала в Киеве, а затем в Кутеинскои монастыре под Оршей и типографии в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь». Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука» Дело Ф.Скорины на территории Белоруси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь. Спиридон Соболь Букварь
-
В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу “Апостол”, но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали “Евангелие учительное”. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут на старобелорусском языке.
-
У 1619 г. в местечке Евье (современная Литва) издаётся грамматика Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении XVII-XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михайло Ломоносов. Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы. Матей Стрыйковский
-
книгоиздательская деятельность С.Будного "Катехизис" Несвиж 1562 И.Фёдарав П.Мсциславец "Евангелие учительное " Заблудов 1569 В.Тяпинский "Евангелие" Тяпин 1570 братья Мамоничи Статут ВКЛ Вильнюс 1588 М.Сматрыцки "Грамматика" Евье 1619 С.Собаль "Букварь" Куцейна 1631
-
начальные школы при православных братствах при протестантских сборах при католических орденахфранцисканцев, бернандинцев, августиновиезуитские коллегиумы, которые давали образование почти на университетском уровне. Каллегиум езуитов в Пинске 3. Система образования на территории Беларуси включала
-
В 1570 г. иезуитами был основан в Вильнюсе коллегиум, преобразованный в 1579 г. в иезуитскую академию - древнейший учебное заведение в Беларуси с университетским статусом. В академии преподавали ученые мужи со всей Европы. Ее первым ректором стал инициатор церковной унии Петр Скарга. Иезуитская система образования, с одной стороны, преследовала цель приобщить молодежь к католичеству, а, с другой стороны, обеспечивала знаниями по естественным и гуманитарным наукам. Петр Скарга Коллегиум в Вильнюсе
-
система образования Начальные школы Иезуитские учебные заведения школы при католичеких орденах академия коллегиумы при протестантских сборах при православных братствах
-
имела в Беларуси давние исторические традиции. Местные особенности, сопряженные с готическими и ренессансными чертами, воплощались в величавости и прыгожасци дворцово-замковых построек в Смолянах (Витебская обл.), Герани и Мире (Гродненская обл.) Монументальная архитектура Замок в Мире, нач. XVI в. Сегодня в отреставри-рованном здании Мирского замка располагается филиал Национального художественного музея. В 2000 г. по решению ЮНЕСКО он внесен в список Всемирного наследия.
-
Привлекал глаз своей неповторимостью и великолепие дворцовый ансамбль Радзивилов в Несвиже (Минская обл.). С его дворцом связано представление о "черной даме Несвижского замка" (Барбара Радзивилл), призрак которой якобы бродит по помещениям и подземельях. Несвижский замок
-
Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления. Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.
-
В первой половине XVII в. был возведен на месте старого новый замок и построен костельно-монастырский комплекс в Гольшанах Гродненской области. История замка вдохновила Владимира Короткевича на написание произведения "Черный замок Ольшанский" Руины замка Сапегав, м.Гольшаны
-
В церковном строительстве сохранялись черты оборонительного зодчества Примером стала церковь-крепость в деревне Мурованка Гродненской обл. Построена в нач. XVI в., Поздняя готика
-
При строительстве церквей и костелов постепенно проявляются черты барокко. Первым таким памятником является костел Божьего Тела в Несвиже. Построен в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони. Ян Марыя Бернардоні Большую площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов. Первое погребение датируется 1616, последнее - 2000 г., когда здесь был похоронен прах князя Радзивилла. костел Божьего Тела
-
Расширение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинистских сборов (церквей). Первый кальвинистский сбор с типографией был открыт в Бресте около 1553 благодаря усилиям Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких строений была башня. Бывшая протестантская церковь в Заславле
-
5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают индивидуальные черты,а фоном для этих образов становится орнамент. Развитие получил мемориальный (сделан в память) портрет жен Януша Радзивилла - Катажины и Марии, изображенный виленским художником Иоганна Шрэтэрам. На картине - мертвая на момент написания полотна первая жена Катажина, которая немного затмевает другую жену - Марию. Фигуры женщин показан в разных плоскостях.
-
Наиболее явственно примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного театра - вертепа (от польского наименования г. Вифлием, где родился Иисус Христос) 6. Театр. Музыка
-
Батлейка представляла собой ящик из досок в виде домика или церкви, внутри которой показывались (водились по специальным рельсам) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги. При иезуитских коллегиума возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, латинский язык. Памятником музыкальной культуры является Полоцкая тетрадь - рукописный сборник старинной музыки. Он включает более 60 вокальных инструментальных произведений с выразительными чертами барокко.
-
Сделайте тест по теме:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.