Презентация на тему "Церковный раскол"

Презентация: Церковный раскол
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Церковный раскол" по истории, включающую в себя 26 слайдов. Скачать файл презентации 2.48 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 6-7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

Содержание

  • Презентация: Церковный раскол
    Слайд 1

    Церковный раскол Учитель истории МОУ Мышкинская СОШ, г. Мышкин, Ярославской области Беляева Лидия Евгеньевна 2014г.

  • Слайд 2

    Церковный раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Отношения церкви и государства в первой половине XVII века. Православная церковь поддерживала царскую власть, с другой – часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; Церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. Проблема: что выше – «священство или царство», т.е. духовная или светская власть.

  • Слайд 5

    При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет (отец государя). В церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Патриарх Филарет Михаил Федорович Романов

  • Слайд 6

    К середине XVII века в церковных книгах накопилось много неточностей. Не было единого порядка в церковной службе. При царе Алексее Михайловиче в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него входили деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Часто в заседаниях кружка принимал участие и царь.

  • Слайд 7

    «Ревнителей» возмущали невежество и пьянство среди духовенства; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах. Но возник спор, как исправлять: либо по древнегреческим образцам, либо древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551г). В 1552г. Новым патриархом стал Никон (Никита Минин)

  • Слайд 8

    В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Патриарх Никон

  • Слайд 9

    Церковные реформы Никона: устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу; Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; Земные поклоны заменялись поясными; Единоголосие во время церковной службы; Во время крестного хода двигались навстречу солнцу; Имя Христа стали писать Иисус, вместо старого Исус; «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; Заново были переведены с греческого богослужебные книги; Допускались иконы только греческого письма.

  • Слайд 10

    Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Кадр из фильма «Раскол». Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей.

  • Слайд 11

    Изъятие церковных книг для исправления. Рассмотри рисунок. Как реагируют люди на происходящее? Почему? Кого мы можем увидеть в толпе? Почему здесь люди из разных сословий?

  • Слайд 12

    Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»

  • Слайд 13

    Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организации. Протопоп Аввакум

  • Слайд 14

    Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти). Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества.

  • Слайд 15

    Самосожжение старообрядцев

  • Слайд 16

    Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих.

  • Слайд 17

    После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений. Ссылка Аввакума с семьей в Сибирь Сожжение Аввакума

  • Слайд 18

    Личности и судьбы. Кадр из фильма «Раскол» Протопоп Аввакум родился в Нижегородской губернии в семье сельского священника. Он был рукоположён в дьяконы 1641 г., а в 1644 г. стал священником . Но за строгость к проступкам прихожан он был избит и изгнан. В 1646г. Аввакум уехал в Москву. Был участником кружка «Ревнителей древнего благочестия». Считал, что исправлять богослужебные книги надо по древнерусским образцам. С 1653г. вел непримиримую борьбу с Никоном. Его возмутили запрещение двоеперстия и реформы в церковной службе. За это Аввакума ссылают в Сибирь вместе с семьей. В 1664г. Царь Алексей Михайлович, поссорившийся с Никоном, призвал Аввакума в Москву. Но Аввакум продолжал выступать против церковной реформы.

  • Слайд 19

    Личности и судьбы. Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились от Алексея Михайловича решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Во время 15-летнего заточения в Пустозерске он написал два сборника богословских сочинений — «Книгу бесед» и «Книгу толкований», множество грамот и посланий единомышленникам-старообрядцам. 14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —-были сожжены в деревянном срубе. Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

  • Слайд 20

    Личности и судьбы. Мясоедов Г. Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

  • Слайд 21

    Личности и судьбы. Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - МакарьевскийЖелтоводский, по другой - Печерский), где получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился. В 21 год он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу. Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря.

  • Слайд 22

    Личности и судьбы. В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

  • Слайд 23

    Личности и судьбы. С 1653 года Никон приступил к церковной реформе. Действовал решительно, ни с кем ни считаясь. Никон нашел полную поддержку в лице царя Алексея Михайловича. Но властный, сильный характером Никон через несколько лет поссорился с царем. Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Власть церковную он видел выше царской. В 1666г. Церковный собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены.

  • Слайд 24

    Личности и судьбы. Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Ферапонтов монастырь. Никон в Ферапонтовом монастыре

  • Слайд 25

    Личности и судьбы. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх. Кончина патриарха Никона на р. Которосль в Ярославле.

  • Слайд 26
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке