Содержание
-
Отмена крепостного права в России в 1861г.
Великие реформы Александра II. Преподаватель истории МОУ «Гимназия №1», г.Новомосковск. Чернова Ия Юрьевна.
-
Алекса́ндр II Никола́евич — Император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля» 1марта 1881г..
-
Крепостное право- форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин – собственность помещика. Причины отмены крепостного права: 1)низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств; 2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности, нет наемных рабочих; 3) К.п.- угроза общественного спокойствия (рост крестьянских волнений). 4)Крымская война наглядно показала экономическую и военно-техническую отсталость страны.
-
Рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.
-
-
Проекты освобождения крестьян:
В черноземных губерниях – освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп; В нечерноземных губерниях – освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.
-
19 февраля 1861г.- 1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости» 2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Предоставлялась личная свобода. Земля за выкуп- Земля предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (она становилась собственником земли)
-
Гражданские права:
1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа); 2) открывать торговые и промышленные предприятия; 3) выступать от своего имени в суде; 4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленныз над ними властей; 5) переходить в другие сословия.
-
Выкупная операция
-
-
Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. Временнообязанное положение сохранялось до тех пор, пока крестьянин не начинал процедуру выкупа земли. Процедура выкупа начиналась с 19февраля 1863г. В 1881г. «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.
-
Мin – размер участка, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину; Max – размер участка, больше которого крестьянин не должен требовать у помещика. «отрезки»; «прирезки». Уставная грамота- договор помещика и крестьянина. «Дарственный надел» - ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно. Мировые посредники- должностное лицо из дворян, назначался для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью
-
Г.Г.Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г». За 1861г.- 1959крестьянских волнений. Восстания в Бездне (во главе Антон Петров) и Кандеевке закончились расстрелами.
-
Значение и итоги крестьянской реформы:
Создала необходимые условия для утверждения капитализма; Способствовала росту темпов экономического развития; Способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства. За отменой крепостного права последовали и другие реформы 60-70-хгг.
-
Реформа была крайне непоследовательной и противоречивой:
Она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являясь сильнейшим нравственным потрясением для помещиков; Реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.
-
1874
-
-
Имущественный ценз – избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости. Многостепенные выборы –избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики или депутаты нижестоящих представительных органов. Прямые выборы- порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы
-
-
-
Несмотря на всю прогрессивность реформа имела недостатки: Сохранение сословных судов ( волостные- мелкие споры между крестьянами; дворянские- исключительно сословные вопросы); Ограничение в праве быть присяжными заседателями (имущественный ценз, должны занимать государственную или общественную должность). Не могли быть присяжными священники, монахи, военнослужащие, рабочие. Губернатор имел право исключать из списков присяжных заседателей неугодных лиц.
-
-
Все мужское население подлежит воинской повинности, денежный выкуп не допускается; Вооруженные силы состоят из постоянных войск и ополчения ( решает жребий – с 1 октября, 21 год); Лицам с образованием право выбора без жребия – вольноопределяющиеся; Сроки службы: Сухопутные в-ка = 15 лет ( 6-дествительной; 9- в запасе) Флот = 10лет ( 7действительной; 3 в запасе). В военных условиях остаются на службе по необходимости, призывной возраст до 43 лет.
-
-
Исполнитель-ные органы – Городской голова и Городские управы; Представи-тельные (распоряди-тельные) органы- Городская Дума. Функции: хозяйственные, благоустройство
-
-
Реформа провозглашала принцип общечеловеческого образования и всесословной школы. Но перестройка школы не привела к полной демократизации образования: Недоступна классическая школа для низших слоев ( высокая плата); Начальное образование имело ограниченный уровень и не получило статуса бесплатного и обязательного; Министр образования мог назначать и увольнять преподавателей, утверждать инструкции и правила, существовало сословное деление студентов факультетов (юридический - дворяне, медицинский – разночинцы).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.