Содержание
-
Россия в XVIII веке
-
Предпосылки петровских преобразований
-
Военная реформа Петра I
-
Экономические преобразования
-
Реформа центрального управления
-
- Московская
- Санкт-Петербургская
- Киевская
- Архангельская
- Смоленская
- Казанская
- Сибирская
- Азовская (Воронежская)
-
Церковная реформа
-
Социальная политика
- 1714 г. – указ о майорате (единонаследии)
- Запрет дробить дворянские имения
- Поместье=Вотчина
- 1722 г. – Табель о рангах
- Подушная податьгосударственные крестьяне
- Частновладельческие крестьяне + холопы
- Унификация государственной службы
- Принцип выслуги (VIII ранг – потомственное дворянство)
- Все дворяне были обязаны служить
- Коллежский асессор
- Меры против «вольных и гулящих»
- Введение паспортов
-
Реформы в области культуры
- Организация системы образования, упор на естественнонаучные и
- технические предметы, просвещение как практическая ценность
- 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским)
- 1702 г. – «Ведомости»
- 1725 г. – создание Академии наук
- 1719 г. – Кунсткамера
- 1 января 1700 г. – новое летоисчисление
- Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм,
- курение табака, проведение ассамблей (1718 г.))
- 1717 г. – «Юности честное зерцало»
-
Итоги и последствияпетровских преобразований
- окончательное становление абсолютизма
- бюрократизация управления государством
- укрепление сословного деления общества
- развитие российской промышленности на основе крепостного труда
- Россия вошла в число ведущих европейских держав
- насилие стало обыденным инструментом управления
- скачок в экономическом развитии страны; однако крепостническая основа экономики предопределила отставание от передовых западных стран
-
Внешняя политика Петра I
-
Азовские походы
-
Великое посольство
-
Северная война
-
-
Причины:
- стремление добиться роли посредника в торговле между Европой и Азией
- политическая нестабильность в Иране, усиление турецкого влияния
- обращение грузинского царя Вахтанга I и католикоса армян с просьбами
- о заступничестве
Повод: Русские купцы подверглись ограблению в азербайджанском городе Шемахе
-
Народные восстания
-
Дворцовые перевороты
Причины:
- Возросшая роль дворянства в управлении государством
- Политические притязания гвардии на роль «делателей королей»
Повод:
- Устав о престолонаследии 1722 г. передавал вопрос
- о преемнике на усмотрение императора
- Петр I перед смертью не успел определить наследника
-
Екатерина I
-
Петр II Алексеевич
-
Анна Иоанновна
-
Иван VI Антонович иАнна Леопольдовна
-
Елизавета Петровна
-
Внешняя политика
-
Петр III
-
Просвещенный абсолютизм
-
Начало реформ Екатерины II
-
Крепостное право при Екатерине II
-
Пугачевщина
Причины восстания (крестьянской войны)
- дальнейшее закрепощение крестьян
- лишение казаков прежних вольностей
- ухудшение положение горнозаводских рабочих Урала
Состав: крестьяне, казацкая беднота, работные люди, народы Поволжья и Приуралья
Особенности:
- охватило огромные территории
- антифеодальное движение переплеталось с национальным
- существовали средства управления войсками
- присутствовала программа (уничтожение крепостного строя и дворянства)
Причины поражения: стихийность, раздробленность сил, неорганизованность, отсутствие военной подготовки, национальная вражда, монархические иллюзии
-
Губернская реформа
-
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
Дворянству
- свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы
- запрет конфискации имений дворян
- монопольное право на владение крепостными крестьянами
- сословное самоуправление (губернские и уездные дворянские собрания и предводители дворянства)
Городам
- градские общества (≈дворянские собрания), избрание городской думы и городского головы
- освобождение именитых граждан и купцов первых двух гильдий от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний
- создание единого третьего сословия из горожан
-
Особенностиэкономического развития
- В погоне за прибылью помещики увеличивают барщину и оброк, усиление расслоения крестьянства, расширение торговли зерном.
- Рост роли мануфактуры (металл, ткани), увеличение доли вольнонаемного труда (отходники).
- Усиление специализации районов, укрепление всероссийского рынка.
- Расширение внешней торговли (экспорт – сельскохозяйственное сырье).
- С 1769 г. – бумажные деньги (ассигнации).
- В России зарождались капиталистические отношения
-
Разложение крепостнической системы
- Исчезала натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств.
- Росло значение наемного труда, появились «капиталистые» крестьяне.
- Крепостничество мешало развитию новых форм труда (отходничество, дешевый труд, низкая покупательская способность).
- Усилился нажим на крестьян со стороны помещиков и государства (барщина, оброк, налоги).
- Крестьянское хозяйство переживало разорение и упадок.
- Временное решение проблемы – освоение новых земель
-
Направления внешней политики
-
Русско-турецкая война
-
Между турецкими войнами
-
Русско-турецкая война
-
Разделы Польши
-
Отношения с революционной Францией
-
Итоги внешней политики Екатерины II
- Россия получила выход к Черному морю
- Закончилось воссоединение Белоруссии и Украины с Россией
- Присоединены новые территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке
- Россия превратилась в великую мировую державу
-
Павел I
-
Внешняя политика Павла I
-
Заговор и убийство Павла I
-
Культура XVIII века
-
Грамотность и образование
- I половина XVIII века
- Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.).
- Открытие профессиональных школ (математические, навигацкие, медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.)
- Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.)
- Выпуск печатных газет («Ведомости», 1702 г.)
- Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.)
- II половина XVIII века
- Основание Московского университета (1755 г.)
- Создание Академии художеств (1757 г.)
- Открытие Российской Академии (1783 г.)
- Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.)
- Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)
-
Наука и техника
-
-
Общественная мысль
-
Литература
-
Театр и музыка
-
Архитектура
-
-
-
Изобразительное искусство
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.