Содержание
-
Культура XVIII века
Победа светского начала Способность к активным контактам с культурами других народов Развитие рационализма в общественном сознании
-
Грамотность, образование
I половина XVIII века Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.). Открытие профессиональных школ (математические, навигацкие, медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.) Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.) Выпуск печатных газет («Ведомости», 1702 г.) Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) II половина XVIII века Основание Московского университета (1755 г.) Создание Академии художеств (1757 г.) Открытие Российской Академии (1783 г.) Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.) Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)
-
М.В. Ломоносов (1711-1765)
Физика Закон сохранения материи и движения Химия Физическая химия Астрономия Атмосфера на Венере Литература Оды Новое стихосложение История Антинорманнская теория Изобразительное искусство Мозаика География Северный морской путь Московский университет
-
Общественная мысль
I половина XVIII века Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир Идея «регулярного государства» (абсолютная монархия, рациональное устройство, мудрая воля правителя, опора на закон) II половина XVIII века Екатерина II: монарх – философ, реформатор, лечащий общество (идеология «просвещенного абсолютизма») М.М. Щербатов: усиление влияния родовитого дворянства Н.И. Новиков: допуск к управлению дворян и свободных сословий («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Утренний свет») А.Н. Радищев: необходимость свержения самодержавной власти («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г.)
-
В развитие науки и образования второй половины XVIII в. значительный вклад внесли либерально-просветительские начинания Екатерины II. создание общероссийской государственной системы образования, происходит окончательное оформление российской науки, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны. 3. Эволюция научной мысли происходило в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения. 4. Многие исследования и открытия в области естествознания заложили основу для будущих открытий. 5. Обращает на себя внимание и энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых. 6. Происходит сближение науки с практикой, что в частности выразилось в создании Словаря П.С. Палласа.
-
Вместе с тем, со стороны правящей системынаука рассматривалась какнеотъемлемый элемент западной, европейской культуры, обязательный элемент европеизации страны, то, что не стыдно продемонстрировать Европе. Многие научные открытия просто оказались не востребованы временем. Деятельность российских изобретателей второй половины XVIII в. во многом опередила свое время и предвосхитила многие технические изобретения в более развитых странах Запада: - К.Д. Фролов - уникальная гидравлическая система - И.И. Ползунов - спроектировал двухцилиндровую паровую машину непрерывного действия - И.П. Кулибин - изобрел оптический телеграф, прожектор, «самобеглую коляску» с рулевым управлением, «водоход» - беспарусное судно, плывущее против течения, протезы для инвалидов и др. Однако, изобретения оказались невостребованными в из-за господства феодально-крепостнических отношений. Экономика страны, феодальная в своей основе, в этих изобретениях просто не нуждалась.
-
Литература
Классицизм Ориентация на античные художественные образцы и на гражданские доблести М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский А.П. Сумароков Г.Р. Державин Д.И. Фонвизин ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть (гистория), роман Силлабо-тоническое стихосложение В.К. Тредиаковский (1703-1768) и М.В. Ломоносов Сентиментализм (с кон. XVIII в.) Интерес к чувствам и переживаниям простого человека Н.И. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»
-
Театр и музыка
Ф.Г. Волков (1729-1763) Кон. 1740-х гг. – русская театральная труппа в Ярославле 1752 г. – переезд в Петербург 1756 г. – Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Крепостные театры Театры Шереметевых в Кускове и Останкине 1738 г. Танцевальная школа в Петербурге (Вагановское балетное училище) Сер. XVIII в. Эрмитажный театр (итальянская и французская опера) Русская опера Д.С. Бортнянский (1751-1825) «Сокол», «Праздник сеньора» Е.И. Фомин (1761-1800) «Ямщики на подставе», «Орфей»
-
Наука и техника
1725 г. Академия Наук 1725-1741 гг. Экспедиции Витуса Беринга 1745 г. «Атлас Российской империи» 1765 г. Паровая машина И.И. Ползунова II пол. XVIII в. Изобретения И.П. Кулибина (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста…) II четв. XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова Научный подход к изучению истории В.Н. Татищев («История Российская») М.М. Щербатов, И.Н. Болтин
-
-
Гидросиловая установка К. Д. Фролова: 1. Плотина; 2. Пильная мельница; 3. Канал; 4. Здание рудоподъёмника Екатирининской шахты; 5. Кунстштат Екатерининской шахты; 6. Кунстштат Екатерининского водоподъёмника; 7. Екатерининская шахта; 8. Надшахтный сарай Вознесенской шахты; 9. Вознесенская шахта; 10. Кунстштат Вознесенского рудо-водоподъёмника
-
-
Проект моста через Неву Иван Петрович Кулибин (1735-1818)
-
-
Макет двухцилиндровой паровой машины И.И. Ползунова
-
-
Архитектура
I треть XVIII века Петровское барокко («причудливый») Переплетение русских и западных традиций Доменико Трезини И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов Летний дворец Петра I Комплекс зданий Петропавловская крепость Здание 12 коллегий «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» после пожара 1737 г.
-
II треть XVIII века Русское барокко («причудливый») Торжественность, нарядность, контрасты, стремление к величию и пышности Варфоломей Растрелли Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский Смольный монастырь Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Никольский Морской собор Колокольня Троице-Сергиевой лавры
-
III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, использование античного декора В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И. Старов Дом Пашкова в Москве Михайловский замок в Петербурге Сенат в Кремле Московский университет Здание Дворянского собрания в Москве Дом-усадьба Демидова Таврический дворец в Петербурге
-
МЕНШИКОВА БАШНЯ
-
ЦЕРКОВЬ ИВАНА ВОИНА
-
АДМИРАЛТЕЙСТВО
-
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
-
ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I
-
ПЕТЕРГОФ
-
БОЛЬШОЙ ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ
-
ЗДАНИЕ 12 КОЛЛЕГИЙ
-
КУНСТКАМЕРА
-
ЛЕФОРТОВСКИЙ ДВОРЕЦ
-
Изобразительное искусствоI половина XVIII века
Живопись (портрет) И.Н. Никитин (портрет канцлера Головкина, «Петр I на смертном одре») А.М. Матвеев («Автопортрет с женой») Гравюра (сражения, парады, виды Петербурга и др.) А.Ф. Зубов
-
А. МАТВЕЕВ. АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ ИРИНОЙ СТЕПАНОВНОЙ
-
ПОРТРЕТ ПЕТРА I
-
И. НИКИТИН. ПОРТРЕТ Б.П.ШЕРЕМЕТЕВА
-
Изобразительное искусствоII половина XVIII века
Живопись(портрет, пейзаж) Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский Пейзаж: С.Ф. Щедрин Портрет В.Н. Суровцевой Портрет Д.А. Демидова Портрет М.И. Лопухиной Скульптура (портреты) Ф.И. Шубин (Ломоносов, Румянцев, Потемкин, Павел I и др.) Монументальная скульптура Э. Фальконе (Медный всадник, 1782 г.)
-
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.