Содержание
-
Тема урока: Смутное время.
Цель: через усвоение основных событий Смутного времени подойти к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.
-
В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства.
Что это за праздник? Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.
-
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему?
-
Задание №1.Из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Период, кризис, стихийный, интервенция, тяжелейший, социально-экономический, в, государственно-политический, история, с, Россия, ознаменованный, 1598 по 1613 годы, бедствия, польско-шведская.
-
Ответ: Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
-
Задание №2: Существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия? А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?
-
Ответ:
(Гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция). (Да и её удалось избежать.)
-
Проблема: Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?- Как вы понимаете понятие национальная катастрофа? - Действительно ли это могло случиться? - Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.
-
Задание №3:
По свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного?
-
Ответ:
люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.
-
Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?
1. Слабость власти 2.Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ). 3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)
-
-
Обобщить всё сказанное можно словами известного историка . Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»
-
Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»(1ряд-политические; 2 ряд- экономические; 3ряд- нравственные)
-
-
Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).
-
Задание №5 .Сравнительная таблица 1 ряд 2 ряд 3 ряд
-
Задание №5 .Сравнительная таблица
-
Задание №6: какую роль сыграл этот герой в истории Смутного времени? Назовите его имя и подвиг.
-
Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова.
-
Кто изображён на данной картине и какую роль сыграли в истории Смутного времени? Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?
-
Кузьма Минин - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций.Дмитрий Пожарский- русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
-
-
Задание №7: Фильм «Земский собор 1613г». Ответить на вопрос:Почему именно остановились на кандидатуре Михаила Романова при избирании нового царя? Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
-
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» сказал: Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой А мнением: да! Мнением народным.
-
Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать? Задание №8: запишите наиболее важный итог Смутного времени.
-
• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства. • Новая династия. • Потеря территории. • Укрепление царской власти. • Убыль населения • Сохранения единства страны. • Усиление роли Земских соборов
-
Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы. Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме. Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: «Смутное время в искусстве».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.