Содержание
-
Тема урока:
СССР в 1930гг. Коллективизацияииндустриализация
-
Цели урока:
Способствовать усвоению причин и сущности коллективизации и индустриализации; Проследить их социально-экономические и политические последствия; Понять истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток; Способствовать воспитанию уважения к патриотическим чувствам советских людей; Продолжать развивать умения и навыки работы с текстом учебника, историческими документами, извлекать из них необходимую информацию и систематизировать полученные знания.
-
Оборудование урока:карта «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг». Основные понятия:коллективизация, индустриализация, раскулачивание, ГУЛАГ, социалистическое соревнование, стахановцы, культурная революция. Важнейшие даты: 1928-1932гг.- первый пятилетний план. 1933-1937гг.- второй пятилетний план. Персоналии:И.В.Сталин, Н.И.Бухарин
-
План урока:
1. Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала: а) коллективизация и ее итоги; б) индустриализация в годы первых пятилеток. 3. Итоги урока. Закрепление изученного. 4. Домашнее задание.
-
1. Проверка домашнего задания.
Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Каковы причины гонений, направленных против Православной церкви и ее служителей? Как реагировала на перемены в СССР русская эмиграция?
-
2.1. Коллективизация и ее итоги.
Коллективизация– политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30 е гг. на основе рас-кулачивания и насаждения коллек-тивных форм хозяйства ( колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.
-
Найти и показать на карте районы, где сплошная коллективизация должна была осуществиться в первую очередь: Северный Кавказ, Средняя, Нижняя Волга к 1931г. Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан к 1932г. Остальные районы к 1933г.
-
Работа с учебником ( с.176-178) прочитать текст и заполнить таблицу
-
Обсуждение таблицы по разделам
-
Работа с документом
Из дневника учителя истории И.И.Шитца. В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков, вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в обобществленное хозяйство, сравнявшись в нищете. Идея коллективного, машинного хозяйства, с повышенной техникой, улучшаемым урожаем, понижением ручного труда, увлекает многих, даже не во всем, сочувствующих большевикам. Но принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой (все же в ХХв. люди не петровской эпохи), надрывает самое идею, не говоря уже о том, что остаются жгучие вопросы: куда деваться массам свободных крестьянских рук, которые отрываются от привычного труда, при склонности заменить их рабочими-машинистами из города? Что делать с детворой и ее запросами, когда разрушена всякая деревенская жизнь, а городской наладить нет средств и возможностей?
-
В чем видит автор документа положительные стороны идеи создания крупных коллективных хозяйств в деревне? В чем он видит недостатки реализации этой идеи на практике?
-
-
В чем особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? ( 1930г., статья Сталина «Головокружение от успехов»). Как удалось преодолеть голод в стране? (пополнение парка МТС, выполнение планов закупки сельскохозяйственной продукции, политика материальной заинтересованности колхозников в повышении производительности труда, оживление приусадебного хозяйства, снижение цен на продукты питания).
-
2.2. Индустриализация в годы первых пятилеток
Индустриализация – создание в крат-чайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриали-зация призвана была решить и соци-альные проблемы – покончить с без-работицей и увеличить численность рабочего класса – опоры власти.
-
Работа с учебником (с. 170, с.175)
Заполнить таблицу: Индустриализация в годы первых пятилеток
-
Обсуждение таблицы по разделам
-
Показать объекты первых пятилеток (Днепрогэс, Сталинградский и Харь-ковский тракторные заводы, Туркестано –Сибирская железная дорога, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, «Азовсталь» и «Запорожсталь», Авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве, Челябинский тракторный и Уральский вагонострои-тельный заводы). - Используя учебник с.173, расскажите, где и как использовался труд заключенных. Какова была его роль в осуществлении модернизации страны?
-
3. Итоги урока. Закрепление изученного.
В чем вы видите источники героизма советских людей? Главным источником проведения индустриализации в СССР служили: а) иностранные займы и инвестиции; б) эксплуатация национальных окраин страны; в) эксплу-атация собственного населения. Особенностью индустриализации в СССР можно считать: а) высокие темпы развития тяжелой промыш-ленности; б) бурное развитие легкой промышленности; в) комплексное развитие народного хозяйства. Главным итогом индустриализации в СССР явилось: а) создание мощного ВПК; б) существенное повышение жизненного уровня населения; в) достижение эконо-мической независимости страны.
-
Вывод:
В результате социально-экономи-ческих преобразований 30-х гг. ХХ в. Наша страна превратилась в мощную индустриальную державу, в которой жили люди с уверенностью, что лишения и трудности – это временно, что выполнение пятилетних планов позволит построить новое общество, быстро поднять уровень жизни населения.
-
Домашнее задание:
П. 23, в. 1,3,4. П. 24, в. 1,2,3,4.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.