Содержание
-
Яснополянская школа
Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы. В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».
-
В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий. По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке. Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию. Яснополянская школа закрылась в 1862. Широкий план образования, принятый Толстым для его школы, и постановка обучения в ней выдвинули Яснополянскую школу в число передовых учебных заведений того времени.
-
В первый период педагогической деятельности (1859—1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Он пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека («закон движения вперед образования»), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Толстой отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, — законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию. Второй период педагогической деятельности Толстого (1870—1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1—4, 1872) — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» и «Русские книги для чтения» (1875). Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. — 1910) был связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Толстой использовал организованное им издательство «Посредник», где издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день». Он начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения». содержание воспитания Толстого предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1908).
-
Побудительные причины образовательной деятельности, по мнению Л.Н. Толстого, «можно подвести под следующие разряды: первое и главное — желание сделать людей такими, которые бы были для нас полезны (помещики, отдававшие дворовых в ученье и в музыканты; правительство, приготовляющее для себя офицеров, чиновников и инженеров). Второе — тоже послушание и материальные выгоды, которые заставляют ученика университета за известное вознаграждение учить детей по известной программе. Третье — самолюбие, побуждающее человека учить, чтобы выказать свое знание; и четвертое — желание сделать других людей участниками в моих интересах, передать им свои убеждения, и этою целию передать им свои знания. Мне кажется, что под эти четыре разряда подходит вся деятельность образовывающего, от деятельности матери, учащей говорить своего ребенка, гувернера, за известную плату обучающего французскому языку, до профессора и писателя. Подводя под эти разряды то же мерило, которое мы прикладывали к основаниям деятельности образовывающегося, мы найдем: 1-ое, что деятельность, имеющая своею целью приготовить полезных для себя людей, как бывшие помещики и правительство, не прекращается с достижением цели, следовательно, она не есть ее конечная цель. Правительство и помещики могли бы еще далее продолжить свою деятельность образовывания. Очень часто даже достижение цели полезности не имеет ничего общего с образованием, так что мерилом деятельности образовывающего я не могу признать полезность. 2-ое, ежели признать основанием деятельности учителя гимназии или гувернера — послушание тому, кто поручил ему образование, и материальные выгоды, которые он приобретает от этой деятельности, — я опять вижу, что с приобретением наибольшего количества материальных выгод, деятельность образовывания не прекращается. Напротив того, я вижу, что приобретение больших материальных выгод, платимых за образовывание, часто совершенно независимо от степени даваемого образования. 3-е, ежели допустить, что самолюбие и желание выказать свое знание может служить целью образовыванья, то я опять вижу, что достижение высшей похвалы за свои лекции, или за свою книгу, не прекращает деятельности образовывания, ибо похвала образователю может быть независима от степени приобретения знаний образовывающимся. Я вижу, напротив, что похвала может быть расточаема людьми, не усвоющими себе образования. 4-е, рассматривая, наконец, эту последнюю цель образовывания, я вижу, что ежели деятельность образователя направлена на то, чтобы уравнять с собою знания образовывающегося, то деятельность образователя тотчас же прекращается, как скоро он достигает своей цели. И в самом деле, прилагая это определение к действительности, я вижу, что все другие причины суть только внешние, жизненные явления, затемняющие основную цель всякого образователя. Прямая цель учителя арифметики заключается только в том, чтобы ученик его усвоил себе все те законы математического мышления, которыми владеет он сам. Цель учителя французского языка, цель учителя химии и философии одна и та же; и как скоро цель эта достигнута, так и прекращается деятельность. Только то учение везде и во всех веках считали хорошим, при котором ученик вполне сравнивался с учителем, — и чем более, тем лучше, чем менее — тем хуже. Точно то же явление замечаем в литературе, в этом посредственном способе образования. Только те книги считаем мы хорошими, в которых автор или образователь передает все свое знание читателю или образовывающемуся.
-
«Ясная поляна» — педагогический журнал, который Л. Н. Толстой издавал и редактировал в 1862 году. Журнал издавался один год, вышло 12 номеров (последний, с запозданием, уже в 1863 году). Журнал ставил своей целью обобщить практический опыт народных школ, которые, по мнению Толстого, должны были стать педагогическими лабораториями, где учителя экспериментальным путем проверяли бы новые методы и приемы учебной и воспитательной работы. Кроме того, журнал предназначался в помощь сельским учителям и лицам, посвятившим себя просветительной деятельности среди народа. В нем были опубликованы многие педагогические статьи Толстого: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Проект общего плана устройства народных училищ» и др. На страницах журнала Толстой пропагандировал идею широкого распространения образования среди простого народа, выступал против постановки воспитания детей, характерной для министерских и церковно-приходских школ, так как она, в частности, мешала учащимся выработать самостоятельные взгляды и убеждения. Особое место в журнале занимают статьи, освещающие и обобщающие опыт работы яснополянской школы и других начальных школ, открытых по инициативе Толстого в Крапивенском уезде Тульской губернии. Большой педагогический и художественно-литературный интерес представляют издававшиеся при журнале «Книжки Ясной Поляны», в которых помещались рассказы, повести, статьи, пересказы романов, переделки русских народных сказок, загадки, задачи, сочинения учеников яснополянской школы и др. Эти книжки широко использовались в сельских школах. Н. Г. Чернышевский писал: «Лучшая часть „Ясной Поляны“ — издающиеся при ней маленькие книжки для простонародного чтения... хорошо в них изложение. Оно совершенно просто; язык безыскусствен и понятен» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 10, – М.,1951. С. 515).
-
Толстой в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой — как мыслитель, стремящийся решить кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, генезиса индивидуального и общественного сознания и самосознания. Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Он связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, — столь же объективный процесс, как и явления природы. Толстой обратил внимание на то, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий». В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать
-
Вентцель Константин Николаевич
Вентцель Константин Николаевич (1857—1947) — педагог. В русле педоцентризма разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском «Доме свободного ребенка» (1906—1909). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. К. Н. Вентцель написал «Декларацию прав ребенка» (одну из первых в мире — 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917—1922 годах он разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 1920—1930-е годы Вентцель создает новое направление — «космическую педагогику», высшая цель которой — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.
-
Практическая реализация культурологического подхода в образовании на современном этапе имеет такие примеры, как: школа диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); культуротворческаяшкола (А.П. Валицкая); школа самоопределения в пространстве культуры (А.Н. Тубельский) и др.
-
При поддержке вхождения ребенка в пространство культуры необходимо в педагогическом взаимодействии с ним соблюдать ряд принципов: - культуросообразности: соответствие многообразной и разнообразной палитре культуры, способствует культурному самоопределению и идентификации ребенка, строит образовательную среду как мультикультурную и изначально разнородную без каких-либо культурных доминант, обеспечивает систему культурных функций, способствует раскрытию личностной культуры каждого субъекта и ее росту; природосообразности: нацеленность на индивидуальные особенности, возможности, ожидания, интересы каждого ребенка; продуктивности: определяет направленность образования на получение реального и практического продукта. В продуктивном обучении мерой реального продукта становится ученик со своими интересами, опытом и образовательными целями. Критерий – творческий продукт деятельности конкретного ученика, его личностное культурное достижение на данном образовательном уровне; мультикультурности: способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур; помогающий становлению как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культурного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей
-
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ШКОЛА
А.П. Валицкая доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО
-
Среди представителей культурологического подхода в образовании следует отметить особый вклад в его развитие А.П. Валицкой, которая создала «Культуротворческую школу» (Санкт-Петербург, 1993). Для ребенка в школе создаются условия не просто для пассивного «вхождения» в культуру, а для осуществления практики, приобретения индивидуального опыта осмысления культуры. В частности, А.П. Валицкая отмечает, что гуманистическая перспектива культуротвореческой школы – удовлетворить сущностную потребность человека в структурной определенности мира, его доступности для сознания, соотносимости вещей, явлений, идей с человеческой мерой.
-
Главная идея культуротворческой школы - построение целостного образовательного процесса, ориентированного на возрастные особенности мировосприятия ребенка. Эта целостность достигается на путях междисциплинарной интеграции, когда предметы естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов решают общую задачу - построение целостного образа мира и человека в нем на каждом возрастном этапе образовательного процесса.Образовательная программа культуротворческой школы строится по принципу расширяющейся ойкумены: от родной (этно-региональной, городской, сельской) культуры - к культуре отечественной и далее, - к мировой культуре.Такой подход помогает решить основные проблемы современной средней школы: поддержать и развить интерес ребенка к школе и учению, сэкономить время, устраняя повторы, и, что самое главное, - дать выпускнику возможность адекватно ориентироваться в современном социокультурном пространстве, достойно действовать в нем.
-
Культуротворческая школа для ребёнка - это удовольствие понимать, играть, общаться. - строить собственный образ мира и человека в нем, сознавать ценностные духовно-нравственные основания своих отношений с миром людей; , - способность сорзнательно ориентироваться в современной социокультурной ситуации, выбирать свое место в общественной жизни и производстве на основании адекватной самооценки Основной принцип культуротворческой школы - "презумпция личности" ребенка, признание ценности и уникальности его мира, его права на слово и молчание, его интересов, потребностей и устремлений. Учитель в культуротворческй школе - это суверенная творческая личность, осознающая место своего предмета в образовательной программе школы, в целостном образовательном процессе, направленном на воссоздание образа мира и человека в нем; - это человек, готовый к саморефлексии и коррекции, открытый к проблемам других членов коллектива; - это профессионал-гуманитарий, способный к педагогическому диалогу и сотрудничеству на путях междисциплинарной интеграции. Девиз учителя культуротворческой школы - "Я помогу тебе посстроимть мир"; Статус Культуротворческой школы Это среднее общеобразовательное учреждение любого типа: гимназия, лицей, средняя общеобразовательная школа и др. Культуротворческая модель - не особый тип школы, а способ эффективного выполнения стандартной программы, где обучение и воспитание представляют собою единый процесс. Оптимальный вариант - школа полного дня, позволяющая работать над сценариями культуротворческих уроков-событий во внеурочное время.
-
СПИСОК КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ШКОЛ
Бокситогорск БокситогорскаяМОУ БСОШ №6 Петрозаводск МОУ «Державинский лицей» Год создания – 1991 Пермь СОШ «Прикамское чудо» с. Анзорей | Кабардино-Балкария Анзорай Санкт-Петербург ГОУ шк.№411 Нальчик Кабардино-Балкария Санкт-Петербург Гимназия №168 Санкт-Петербург СОШ №530
-
ПРИМЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ МОУ БСОШ №6 Бокситогорск
Образовательная программа ориентирована на обеспечение уровня социальной готовности личности к самоопределению в сфере науки, культуры, межличностных отношений, развитие способности к творческому самовыражению в формах научного, художественного творчества; направлена на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного, художественного, эстетического познания мира; создает условиядля развития общей культуры учащихся, формирования навыков межкультурного взаимодействия с представителями других народов; предусматриваетширокое использование возможностей предметов художественно-эстетического, гуманитарного циклов, направленных на формирование гуманистической ориентации личности, развития ее духовной культуры. Учебный план для 4, 8 классов составлен на основе типового базисного учебного плана 1998 года с учётом художественно-эстетического направления школы, для 1- 3-х, 5-7х, 9- 11х классов учебный план составлен на основе нового базисного учебного плана 2004 года в связи с переходом школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Базисный компонент учебного плана сохранен полностью. Допустимая нагрузка учащихся 5 – 11 классов соответствует нагрузке шестидневной недели. 1- 4-ые классы занимаются с нагрузкой пятидневной недели.
-
Кабинет Мировой художественной культуры
-
Кабинет театра
-
Кабинет изостудии
-
-
-
-
-
-
-
-
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Основатель: Александр Наумович Тубельский(2 октября 1940, Москва — 31 мая 2007, Москва) — российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), канд. пед. наук, директор «Школы самоопределения» (школа №734 г.Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.
-
Тубельский А.Н. работал на заводе «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959—1962 годах проходил службу в рядах Советской армии. Работал старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы (1962—1967). В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972—1974), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской (1974—1982), в Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР (1982—1985).По инициативе А.Н.Тубельского в 1992 году Министерством образования РФ и Московским Департаментом образования на базе общеобразовательной школы № 734 и детского сада № 869 было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которое в числе первых в России встало на путь поиска демократических перемен в сфере образования. Профессор Московского педагогического государственного университета, автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам содержания образования, укладу школьной жизни.
-
Созданная Тубельским А.Н. «Школа самоопределения» (Москва, 1995 г.) предполагает «ориентацию на освоение культурных способов взаимодействия с миром идей, миром людей, миром искусства, техники и науки. При этом под освоением культуры понимается не отбор особо выдающихся или минимально необходимых сведений, достижений и произведений, а именно средств и способов, созданных человечеством, в том числе народами России, для понимания, освоения и преобразования духовного и материального мира». А.Н. Тубельским выделяется ряд принципов изменения содержания современного образования в соответствии с культурологическим подходом, что в некоторой степени может разрешить проблему соответствия содержания образования общему социокультурному пространству. Он отвечает на вопрос, как сделать образование культуросообразным и социально-значимым, и предлагает строить его на основании следующих принципов: Принцип приоритетности целей образования. Принцип эволюционности трансформации содержания. Принцип приоритета интересов личности в образовании перед интересами общества и государства. Принцип культуросообразности содержания образования. Принципвероятностности и неполной определенности конечных результатов. Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной среде. Принцип деятельности самого ребенка как субъекта собственного образования означает, что знания, умения, навыки являются производными от деятельности (жизнедеятельности) человека. Принцип целостности, предполагающий, что изменение содержания ведется в направлении влияния на целостную структуру личности, ее познавательную, эмоционально-волевую, духовно-нравственную сферы, а изменения в различных образовательных областях. Принцип экспериментальной разработки и апробации в педагогической деятельности .
-
Ребенок в условиях «Школы самоопределения» сможет освоить универсальные культуросообразные умения. «Отбор универсальных умений как ядра изменяемого содержания производится как с учетом специфики соответствующей ветви культуры, логики образовательной области и учебного предмета, так и с ориентацией на следующий примерный перечень универсальных культуросообразных умений, которые условно можно разделить на познавательные, деятельностные и коммуникативные. Познавательные: – понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера; – выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, то есть придавать им и формировать свой личностный смысл; – удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов,;– уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;– схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;– вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;– уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их основания;– видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;– находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.
-
Деятельностные: – строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле;– уметь создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;– осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;– осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, то есть уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватное представление о сильных и слабых сторонах своей личности; – уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;– выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;– проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
-
Коммуникативные:– вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;– владеть языком как средством коммуникации, понимания сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков;– ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, понимать, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение;– ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях; – понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;– занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.
-
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН «ШКОЛЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
-
КАФЕДРЫ ШКОЛЫ
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.