Содержание
-
ЗАПОВЕДИ ИСТОРИИ инструментарий по истории Подготовила учитель истории ОШ № 18 Степаненко В. П.
-
История - свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. Марк Туллий Цицерон
-
Заповеди истории 1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни. 2. Помни, что прошлое дано для понимания настоящего, настоящее не совпадает с прошлым, но прошлое может повториться. 3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её оценка. 5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины. 6. Не искажай историю в своих целях. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое – это тоже история. Стремись к познанию мировой истории, она – часть истории Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории. 10. Почитай свою родословную, там твои корни.
-
Мораль истории 1. История – это компас во времени. 2. Кто поймет время, тот поймет себя самого. 3. История может воспитывать только правдой. 4. История позволяет увидеть из далека то, что скоро окажется вблизи. 5. Нельзя знать все, мудрость – это знание не многого, но самого главного. Великое счастье – знать откуда ты и куда ты идешь. 6. Цель истории – воскресить, сохранить, дать увидеть, услышать и понять наше материальное и духовное наследие. 7. Разным народам в разные исторические времена поручено раскрыть разные стороны истины. 8. История не учит, у неё учатся. 9. История должна служить самой высокой науке – умению жить на земле любя, созидая и помня. 10. Нельзя подать в суд на свое прошлое, надо отвечать за свое настоящее. 11. Исторический дар – это не только великое наследие, но и великая ответственность. 12. Опыт прошлых поколений помогает отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного. 13. История существует для понимания своего настоящего и создания будущего.
-
Учись учиться: памятки на уроках истории
-
Об исторических персонажах • Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было. • Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА. • Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше ». • Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей . • Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».
-
И последнее... Лишь на первый взгляд история – наука простая и понятная…
-
Характеристика общественных выступлений : 1. Время и место выступления. 2. Связь с другими событиями. 3. Причины. 4. Социальный состав участников. 5. Требования, лозунги, цели. 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7. Масштабы выступления. 8. Уровень организованности, 9. Имена участников, руководителей. 10. Развитие событий, основные этапы. 11. Значение выступления, его результаты.
-
Как дать оценку историческому событию: 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.
-
Структура реферата: 1. План или оглавление с указанием страниц. 2. Обоснование выбора темы. 3. Теоретические основы выбранной темы. 4. Изложение основного вопроса. 5. Вывод и обобщение. 6. Практическое значение реферата. 7. Список используемой литературы. 8. Приложения
-
История как понятие ИСТория всегда обращена к ИСТине (правде). ИСТория ищет начало (ИСТоки). У любой ИСТории есть свой ИСТочник. ИСТория это зеркало для ИСТориков. ЧИСТота нашей жизни – вот лучшее усвоение уроков ИСТории. Тайны ИСТориине мыслимы без поИСКа.
-
Мысли об истории 1. Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю. Плутарх 2. История есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Н. М. Карамзин 3. История есть ключ к пониманию народов. П. Я. Чаадаев
-
4. История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. М. Ю. Лермонтов 5. История не упрекнет вас злом, которое и до нас существовало, она накажет нас за собственные злодеяния. Н. М. Карамзин 6. У наемного историка два зеркала: одно увеличительное – для своих, другое – уменьшительное – для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем называться пигмеями. А. В. Суворов Мысли об истории
-
Мысли об истории 7. Изучение истории превращает юношу в мудреца, не наделяя его морщинами и сединой, доставляет ему жизненный опыт до того, как он столкнется со всеми слабостями и немощами преклонных лет. Фуллер 8. Изучая дедов, узнаем внуков, то есть изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему мы должны стремиться. В. О. Ключевский 9. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь, без зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь. Ф. М . Достоевский
-
Мысли об истории 10. Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе – история и опыт. История абсолютно необходима, чтобы подготовить нас к усвоению опыта и сопровождать нас пока мы приобретаем его. 1 Болингброк 11. История – это не знания, которые следовали одно за другим. Она проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справится с этой ситуацией. Коллингвуд 12. Сейчас люди живут не только в своем пункте, но и во всей стране и не своим веком только, но и всеми столетиями своей истории. Д. С. Лихачев 13. История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоянье человека превращает его в историческую личность. Ю. М. Лотман
-
Любить историю 1. Любить историю – это любить ту землю, которая подняла тебя на ноги и на которой ты вырос. 2. Любить историю – это любить природу, которая отдала тебе свою силу и богатство. 3. Любить историю – это любить страну, чьи ценности ты унаследовал. 4. Любить историю – это любить народ, к которому ты принадлежишь, который дал тебе жизнь. 5. Любить историю – это уважать то и тех, что было до тебя, без чего не было бы тебя. 6. Любить историю – это учиться у прошлого жить здесь и сейчас. 7. Любить историю – это понимать время и тех, кого сейчас нет, чувствовать их рядом с собой и любить тех, кто ныне рядом с тобой. 8. Любить историю – это заботиться о грядущем и вечном.
-
Уроки войны 1. Война – это не только столкновение экономик, полководческих талантов, идеологических копий, война – это ещё и столкновение духов. 2. Ужасна не война, состояние народов, приводящее к войне. 3. Война красива только издалека и для тех, кто на ней не был. 4. Победа в войне – это не только умелый выбор позиции, удачи маневра, это душа народа в единстве с замыслом полководца. 5. На войне исход сражения решает не первая, не вторая, а последняя атака или битва. 6. Война – явление сложного характера, она может быть смесью добра и зла, быть чистым злом, но беспримесным добром она не бывает никогда. 7. Война – священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и Отечества. 8. Солдат войны не выбирает. 9. Пойми одного солдата и ты поймешь всю войну. 10. Смотри всегда за собственной войной и никогда не думай о том – будет ли война.
-
События и человек 1. Помни, что события и люди взаимосвязаны; эта связь может быть минимальной или максимальной в зависимости от человека и события. 2. Определи, какое место в событиях занимали конкретные люди, живущие в ту историческую эпоху. 3. Выяви, какие мотивы были у человека в связи с его участием в данном событии. 4. Определи, какие события стали следствием участия человека в разбираемом событии. 5. Проанализируй, как это событие повлияло на ход истории. 6. Проанализируй, как повлияли поступки людей конкретно на тебя, связанные с этим событием. 7. Оцени, исходя из своей системы ценностей влияние события на человека и человека на события.
-
Люди и трудности или Мой выбор 1. Определи, что побуждало действовать людей так, а не иначе. 2. Выскажи мнение о причинах, почему одни люди смиряются с действительностью, а другие сопротивляются судьбе? 3. Попытайся найти мотивы выбранных действий (обстоятельства, страх, жажда славы и т.д.) теми людьми и что двигает тобой? 4. Предположи, какие дилеммы возникали перед людьми в момент принятия ими решения. 5. Выскажи свое мнение о том, чтобы ты сделал в подобных обстоятельствах. 6. Определи, что можно предпринять в сфере обучения, чтобы избежать повторения печальных событий или повторить положительный опыт.
-
Конфликт и его разрешение 1. Знай, что любой конфликт имеет свои истоки. 2. Проанализируй видимые и невидимые причины данного конфликта. 3. Определи участников конфликта, как явных, так и скрытых и его заинтересованные стороны. 4. Рассмотри цели и методы конфликтующих сторон. 5. Попытайся встать на позицию всех участников конфликта и попытайся понять их позиции. 6. Проанализируй итоги этого конфликта и возможные последствия. 7. Определи, что ты считаешь идеальным решением этого конфликта, удовлетворил ли он все конфликтующие стороны. 8. Рассмотри все фазы конфликта и определи, на какой стадии его можно было предотвратить. 9. Ответь на вопрос: чему тебя научил этот конфликт.
-
Как читать произведения искусства 1. Познакомься с сюжетом данного произведения. 2. Попытайся раскрыть смысл образа 3. Определи, что связывает данный образ или изображение лично с тобой. 4. Ответь на вопрос о том, что ты чувствуешь от соприкосновения с этим образом духовно, и какие нравственные чувства возникают в душе. 5. Подумай, какую цель ставил автор этого произведения, создавая его, и как ему это удалось. 6. Если имя автора неизвестно, задайся вопросом в чем здесь причина (беспамятство или тайна истории). 7. Признайся сам себе, хватает ли тебе необходимых знаний, чтобы по достоинству оценить это произведение. 8. Предположи, сохранит ли время этот образ, останется ли он актуальным в будущем.
-
Оценка века или эпохи 1. Помни, что любая эпоха и каждый человек обладает определенным набором ценностей. 2. Определи, в чем заключалось нравственное содержание изучаемого века, эпохи или цивилизации. 3. Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается от предыдущей и остальных. 4. Узнай, какие имена стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи). 5. Определи, является ли этот век прогрессом или регрессом в истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или назад. 6. Проанализируй соотношение между материальными и духовными приобретениями данного века, эпохи. 7. Помни, что главная цель анализа прошедших веков – это работа над собственной системой ценностей.
-
Мудрость памяти 1. Нельзя жить не зная. 2. Помни имя свое человек. 3. Забвение разоряет все, что создано руками наших предков. 4. Сохраните только память о нас, а мы ничего не потеряем, уйдя из жизни. 5. Можно умереть, но остаться жить для людей, а можно жить но быть не хуже мертвеца. 6. Нельзя быть равнодушным к великой памяти. 7. Беспамятство там, где расстояние между высокими словами и ничтожными поступками сведено к нулю. 8. Народ, пренебрегающий памятью, лишает себя памяти и не имеет будущего. 9. Часто зло повторяется по причине забвения. 10. Помня войну, мы помогаем миру. 11. Дням доброй жизни есть конец, но доброе имя пребывает вовек. 12. Память заботливо хранит только то, что с трудом досталось человеку.
-
Имя человека 1. Не бывает имени без отчества, а отчества без отечества. 2. В твоем имени жизнь твоих предков и тех, кто придет после тебя. 3. Продли своим именем добрую память о тех, кто тебе его давал. 4. Позор и слава могут пережить твое имя. 5. Не все имена остаются в истории. 6. Подумай, что осталось от тех имен, которые были до тебя и что останется на земле от твоего имени. 7. Взгляни на историю и прочитай свое имя потомкам. 8. Величие имени не в его звучности, а высоте его дел.
-
Об имени и слове 1. Все вещи называй своими именами. 2. У всего живого на земле есть свое имя и до тех пор, пока сохранится память об имени, вещь неуничтожима. 3. Если у вещи отняли её имя и дали ложное, то она болеет, страдает и разрушается. 4. Слова теряют силу, если вещи именуются не своими именами. 5. Назови своим именем человека, и он откликнется; так и история открывается только тем, кто пытается проникнуть в её суть, а не в хаос, творимый вокруг неё. 6. Владение и власть над собой начинаются с овладения словом. 7. Язык – это показатель культуры человека и народа в целом; вот почему не все языки дошли до наших дней, исчезнув вместе со своим народом.
-
О преемственности 1. От худого семени не жди доброго племени. 2. Кто от кого, тот и в того. 3. Бел лицом, да худ отцом. 4. Задние копыта идут по следам передних. 5. Не хвались отцом, а хвались молодцом. 6. У доброго батьки добрые дитятьки. 7. Кто свою мать уважает, чужую не обругает. 8. Хоть по старому, хоть по новому, а все отец старше сына. 9. Сын в отца, отец – во пса, а все – в бешеную собаку. 10. Родительское слово мимо не молвится.
-
О народе 1. Любой народ начинается с осознания себя – своего пути, своего долга и своей цели. 2. Народ, пренебрегающий исторической памятью, исчезает. 3. Можно иметь славную историю своего народа, но оставаться бесполезным для своего народа. 4. У каждого народа своя история: свои мучения и свои мудрости, своя красота и своя правда, своя слава и свой позор. 5. Быть с народом, а не с толпой, быть гражданином страны, а не населением – вот задача каждого патриота. 6. Как быть народом? Для этого надо стать личностью, дорасти до соборности, осознать свою ответственность и быть свободным для любви и добрых дел. 7. Народу необходимо возрождать то, что делало его дух могучим и сильным, а не то, что разрушало его основы на протяжении истории. 8. Народ познается по отношению к своим святыням. 9. Кто был добрым гражданином своего Отечества, тот имеет все основания быть современником для народа и в настоящем и в будущем.
-
О патриотизме 1. Не говори о любви к Родине, сделай доброе дело для Родины. 2. Люби Родину не только на хороших условиях; когда ей трудно – помоги ей, иначе ты останешься без Родины. 3. Помни о том, кто не может любить своего народа – не полюбит и чужого. 4. Любящий свою Родину, не пожелает зла другому народу, который то же любит свою Родину. 5. Возлюби Родину больше себя и живи в родстве с её духом. 6. Знать веления Родины, совершенно их исполнять и служить ей – вот настоящая форма патриотизма. 7. Патриотизм – это осознание земли, на которой ты живешь, ответственность за её благосостояние, себя в диалоге с историей земли и поколениями, населявшими эту землю. 8. Патриотизм – это готовность продолжать добродетели предков и исправлять их ошибки для выправления пути своего народа. 9. Отечество начинается с места твоего рождения, откуда пошли твои первые шаги по Родине; Отечество начинается с дома, где жили твои предки, с которыми ты связан кровью и духом. 10. Любовь к Отечеству начинается с границ, очерченных не на карте, а с осознания рубежей в их исторической перспективе, с тем жертвами, которые были отданы на границах Родины.
-
О жизни и смерти 1. Важно не только как живут люди, но и как они умирают. 2. Кто не боится смерти? только те, кто знал для чего надо жить. 3. История знает примеры, когда люди умирали за идею. Только всегда ли идея была верна? Можно быть преданным ошибке. 4. Древние называли человека серединой между «всё» и «ничего». 5. Только прожив жизнь, человек, оглядываясь назад, понимает порой то, с чего её надо было начать. 6. Величайший подарок судьбы у человека есть тогда, когда итог жизни не расходится с планами. 7. Человек должен жить тем, что осмысливает и освещает его жизнь и смерть. 8. Тебе дан опыт проживания чужих жизней через историю человечества. Пользуйся им как своим. 9. Не от тебя зависит продолжительность жизни, но ширина, глубина и высота её зависит от тебя. 10. Смерть для того и поставлена в конце жизни, чтобы человек имел время к ней подготовится.
-
Смысл жизни 1. Тот, кто знает «зачем», преодолевает любое «как». 2. Мы есть то, к чему стремимся. 3. Человек растет тогда, когда растут его цели. 4. Если кораблем не управляет капитан, судном правят подводные камни. 5. Если смысл жизни не лежит на поверхности, он дан, как задача, его надо привносить в жизнь, а не иметь его вне себя. 6. Смысл жизни человеку придает лишь то, что выше самого человека; жить можно лишь ради того, за что не страшно умереть. 7. Смысл жизни человечества и смысл жизни отдельно взятого человека пересекаются в точке вечности. 8. Как бы причудливо не складывались судьбы, во всем есть смысл. Нужно его только найти и понять.
-
Уроки времени 1. Даже самая долгая жизнь коротка. 2. Жизнь – это не то, что мы прожили, а то, что нас заставило думать о прошлом. 3. Не жалуйся на время, делай его лучше. 4. Не лишай себя доброго дня. 5. Река годов обратно не течет, будь внимателен со временем. 6. Все зависит от того, как мы пользуемся настоящим. 7. Живи настоящей минутой, чтобы она была залогом будущей радости. 8. Ты вспоминаешь свое прошлое. Придет время, когда вся жизнь будет твоим прошлым и ошибки прошлого будет не возможно исправить. Другого времени у тебя может не быть. 9. Не будь равнодушен к тому, кому ты сострадал вчера. 10. Только тогда есть гармония между прошлым и будущим, если есть настоящее стремление к вечности. 11. Легкого времени нет. Есть люди, которые считают, что страдают больше других. 12. «О поле, сколько ты имело господ, и сколько ещё будешь иметь» (древняя надпись)
-
О прогрессе 1. Все прогрессы реакционные, если рушится человек. 2. Прогресс технический без прогресса духовного – верное движение к гибели. 3. В каждом времени есть, что сохранить и есть, что развивать. 4. Пора отказаться от мысли, что век последующий лучше века предыдущего. Давай сравним не только движение вперед, но и шаги назад. 5. Если ты не создаешь материальные ценности, то ты должен растить духовные плоды. 6. Движение во времени не всегда есть движение к добру. 7. Раньше высоко ценилась духовность и материальные блага ценились дешево, теперь духовность ничего не стоит, и поэтому дорожают материальные блага. 8. Человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем надо бы пользоваться и пользуемся тем, чем необходимо наслаждаться.
-
Власть и человек 1. Власть существует для человека, а не человек для власти. 2. Всякий режим плох, если при нем правят худшие. Вести свой народ не привилегия, а обязанность лучших. 3. Форма правления должна быть отражением духа народа. Чтобы вводить монархию надо мыслить, жить и чувствовать по-монархически. Тоже самое относится и к республике. 4. Любая власть должна являться проводником национальной идеи своего народа, а не своих личных интересов. 5. Мудрое правление – это побуждение к добру и обуздание зла. 6. Ни монархия, ни республика не являются конечным пунктом в строительстве государства; они лишь средства служения своему народу. 7. Сама форма правления не способна осчастливить людей, ибо счастье зависит от самого человека и возможно при любой форме правления. 8. Важно не то, кто правит, важно качество правления. 9. Каждый человек свободен. Командуют только порядок и время.
-
О речи 1. Помни, что слово может обладать созидательной и разрушительной силой, так как воздействует не только на разум собеседника, но и на сердце. 2. Помни, что каждый человек слышит только то, что хорошо понимает, говори на понятном для собеседника языке. 3. Говори только то, что хорошо знаешь и понимаешь. 4. Думай, что говоришь. 5. Не говори того, чего не думаешь. 6. Не всё, что думаешь, говори. Каждому слову свое время. 7. Думай, что говоришь, где говоришь, кому говоришь, и какие будут из этого последствия. 8. Умей молчать, когда нечего сказать. 9. Знай, что по языку узнается народ, а по речи – человек.
-
Смысл культуры 1. Культура – это не зрелище или развлечение, это воспитание нравственным духом и просвещение души. 2. Культуре учатся не по книжке, ибо она вся в поступке, в действии, в живом слове. 3. Культура творит, а суть творчества – умножение добра, блага и красоты. 4. Культура не только призвана показать красоту, но и преобразить человека своей красотой. 5. Культура учит всех, но не все у неё учатся, и тогда ужасы войны становятся учителями для всех. 6. Культура удваивает нацию, воздействуя на дух человека. Если она в упадке, это сказывается на жизни народа. 7. Оценивая культурные ценности надо помнить, что ты можешь дать культуре своего народа. 8. Чем больше человек любит свою культуру, тем легче он проникается уважением к другим культурам. 9. Культура должна поворачиваться к прекрасному иногда и ценой показа ужасов и трагедий, чтобы человек не захотел их повторения в своей жизни. 10. Культура является отражением культа народа, государства и человека.
-
О книге 1. Книги – это реки мудрости, наполняющие мир. Повесть временных лет. 2. Добро есть, братья, чтение книг. Изборник 1076 г. 3. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Бэкон. 4. Я владею искусством ручного дела и вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по Вселенной. И. Федоров (русский первопечатник). 5. Книги – учителя, наставляющие нас без розог и линейки, без брани и гнева. Подойдешь к ним – они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь – они не убегают, ошибешься – они не насмехаются. Вот почему сокровища мудрости дороже любых сокровищ. Леббок. 6. Хорошая книга – это драгоценный живительный сок созидательного духа, сокровенный и сбереженный для будущих поколений. Мильтон. 7. Книги подобны человеческим душам. Одни восходят к небесам и увлекают нас за собой, другие, их бесчисленно много – спускаются все ниже и ниже, делая бессмысленное зло. Будь они людьми, ты бы их выгнал за дверь. 8. Славянский язык имеет преимущество над русским, греческим и другими языками, что на нем нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа. Н. Бердяев
-
Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь Плутарх
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.