Презентация на тему "Основы светской этики"

Включить эффекты
1 из 165
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Основы светской этики" подготовлена для показа на уроках обществознания, посвященных изучению духовной культуры. Данный информационный презентационный материал поможет выступающему познакомить школьников с основами светской этики. Разработка состоит из 165 слайдов.

Краткое содержание

  1. Межпредметные связи
  2. Культурные традиции
  3. Что такое светская этика
  4. Добродетельные отношения
  5. Особенности морали
  6. Что такое достоинство
  7. Викторина

Содержание

  • Слайд 1

    Глоссарий по ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики»

    Авторы:

    • Городилова Лариса Анатольевна
    • Пьянкова Ольга Анатольевна
    • Иванова Лариса Николаевна
    • Третьякова Татьяна Владимировна
    • Лобачева Наталья Яковлевна
    • Елисеева Людмила Васильевна

    2011 г

  • Слайд 2

     

    Задачи:

    Цель проекта: создание глоссария - методического пособия практической направленности для преподавателя курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики»

    1. Раскрыть значения понятий модуля «Основы светской этики»

    2. Подобрать дидактический материал (иллюстративный, литературный, контрольный)

    3. Систематизировать дидактический материал посредством PowerPoint

  • Слайд 3

    Планируемый результат

    Использование методического пособия в практической деятельности учителя, работающего по модулю «Основы светской этики»

  • Слайд 4

    Межпредметные связи

  • Слайд 5

     

    Глосса́рий (лат. glossarium — словарь, глосс) — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

  • Слайд 6

     

    Тематика глоссария «Основы светской этики»

    I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    Урок 1. Россия - наша Родина.

    II.Основы светской этики

    Урок 2. Что такое светская этика?

    Урок 3. Мораль и культура

    Урок 4. Особенности морали

    Урок 5. Добро и зло

    Урок 6. Добро и зло

    Урок 7. Добродетели и пороки

    Урок 8. Добродетели и пороки

    Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

    Урок 10. Свобода и ответственность

    Урок 11. Моральный долг

    Урок 12. Справедливость

    Урок 13. Альтруизм и эгоизм

    Урок 14. Дружба

    Урок 15. Что значит быть моральным?

    Урок 16 - 17 Подведение итогов. Подготовка творческих проектов.

  • Слайд 7

     

    Тематика глоссария «Основы светской этики»

    Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

    Урок 19. Нравственный поступок

    Урок 20. Золотое правило нравственности

    Урок 21. Стыд, вина и извинение

    Урок 22. Честь и достоинство

    Урок 23. Совесть

    Урок 24 - 25. Нравственные идеалы

    Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества

    Урок 27. Этикет

    III.Духовные традиции многонационального народа России

    Урок 28. Семейные праздники

    Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

    Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.

    Урок 31 - 34. Подготовка творческих проектов. Итоговая презентация творческих проектов.

    Литература

  • Слайд 8

    Россия – наша Родина

    Урок 1

  • Слайд 9

     

    Родина– родная страна, место где родился.

  • Слайд 10

    Пословицы на тему «Родина»

    • Своя земля и в горсти мила.
    • На чужбине родная землица во сне снится.
    • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
    • На чужой стороне и кости по родине плачут.
    • Родина - мать, умей за нее постоять.
    • На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.
    • Чужбина - калина, родина - малина. И кости по родине плачут. На чужбине и собака тоскует.
    • На родной стороне и камешек знаком.
    • Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
    • Москва - всем городам мать.
    • Москва слезам не верит, ей дело подавай.
    • Фома в Москву пришел да скоро и родню нашел.
    • Москва верстой далека, да сердцу рядом.

  • Слайд 11

     

    Культурные традиции– достижения человечества, которые передаются от одного поколения к другому.

  • Слайд 12

    Что такое светская этика

    Урок 2

  • Слайд 13

     

    Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

    • Рафаэль. Афинская школа
    • Аристотель

  • Слайд 14

    Пословицы

    • Посей поступок – пожнёшь привычку;
    • Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
    • Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
    • Посей характер – пожнёшь судьбу.

  • Слайд 15

    Культура и мораль

    Урок 3

  • Слайд 16

     

    Мораль – это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

  • Слайд 17

    Добродетельные отношения

    • Сердится первым тот, кто не прав
    • Быть невинным – это значит не иметь вины, а быть добродетельным – значит преодолевать собственные дурные чувства и намерения
    • Каждый удар, наносимый нами в гневе, в конце концов обязательно падет на нас самих.
    • Если должник твой беден, то не разоряй его.
    • Истинный друг всегда говорит откровенно, советует правильно, помогает охотно и терпеливо сносит все вместе с тобой
    • Трудись с усердием, ибо труд нужен для твоего собственного благополучия и полезен для здоровья
    • Временное благополучие мы часто считаем за счастье, а злополучие почитаем горем, хотя очень часто оно бывает хорошей школой мужества и путем к настоящему счастью.
    • Если ты причинил кому-либо обиду, то старайся ее исправить. Через признание ты получишь прощение, а если попытаешься из виноватого превратиться в правого, то только усугубишь собственную вину.
    • Знание есть сокровище, но хранитель его — разум.

  • Слайд 18

    Особенности морали

    Урок 4

  • Слайд 19

     

    Духовная культура– это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

  • Слайд 20

     

    Материальная культура – это предметы человеческого труда

  • Слайд 21

    Добро и зло

    Урок 5 - 6

  • Слайд 22

     

    • Добро - это нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними.
    • Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

  • Слайд 23

    Добро и зло

    Добро и зло - две стороны медали,

    А чья важней, зависит от морали.

  • Слайд 24

    Два волкаПритча

    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

    — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

    Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    — А какой волк в конце побеждает?

    Старик улыбнулся и ответил:

    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  • Слайд 25

    Добродетель и порок

    Урок 7 - 8

  • Слайд 26

     

    Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

    Порок- действия, результатом которых оказывается причиной зла себе или другим людям.

  • Слайд 27

     

    Как-то раз черепаха, уступив просьбе скорпиона, повезла его на другой берег реки. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но перед самым берегом всё-таки взял и ужалил черепаху. Придя в полное негодование, она возмутилась:

    — Моя природа такова, что я стремлюсь помочь каждому. Поэтому я помогала тебе. Как же ты мог ужалить меня?!

    — Друг мой, — отвечал скорпион, — твоя природа — помогать, а моя — жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в добродетель, а мою назовёшь подлостью?

    Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

  • Слайд 28

    Пословицы на тему «Добродетель и порок»

    Всякий порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиной добродетели.

    И добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат.

    Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — худший из пороков.

    Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные — за спиной.

    Глядя на чужие пороки, умный человек избавляется от своих.

    С людьми живи в мире, но воюй с пороками.

  • Слайд 29

     

    Щедрость– середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток.

  • Слайд 30

     

    Дружелюбие– середина между угодничеством и вредностью, вздорностью.

  • Слайд 31

     

    Мужество – середина между трусостьюи бездумной отваги. Мужественный человек правильно оценивает опасность, помогая другим и себе.

  • Слайд 32

    Свобода и моральныйвыбор человека

    Урок 9

  • Слайд 33

     

    Моральный выбор– это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится.

  • Слайд 34

    Всё в твоих рукахВосточная притча

    Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

    — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

    Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

    — Всё в твоих руках.

  • Слайд 35

    Афоризмы«Моральный выбор»


  • Слайд 36

    Свобода и ответственность

    Урок 10

  • Слайд 37

     

    Ответственность– это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

  • Слайд 38

    Притча от Татьяны Задорожной

    Пришла к Мудрому Спиридону как-то в гости маленькая девочка, увязавшись за мамой. Весёлая и добрая была малышка, стала играть она с цыплятами, котятами и очень ей понравилось на пасеке. С маминого разрешения попросила девочка старца, можно мол, остаться погостить? Обещала помогать, но просила позволения с маленькими зверятками играться.

    — Оставайся, дитя моё, играй, только каждый день водичку малышам наливай, не забывай, — пригласил её Спиридон.

    Осталась девочка на пасеке и прожила там несколько дней.

    Утром просыпается малышка, выбегает во двор, мисочки с водой наполнит — это котятам, это курочкам с цыплятами, это птичкам-синичкам, это собачке. Потом зёрнышек насыплет, кашки, всех накормит и играет с ними. Только всё позже выходит во двор девочка, всё дольше ждут под солнцем малыши водичку, ведь больше им напиться негде. Наступил такой день, когда вовсе не вышла малышка во двор, а убежала в прохладный лес за ягодами, забыла про водичку и милые мордочки.

  • Слайд 39

     

    Приходит девочка к вечеру во двор, а все зверята лежат под стеной как мёртвые, показалось ей, что и не дышат они. Раскричалась она от горя, забегала, мисочки тащит, вода разливается, ручки дрожат, от слёз не видит ничего. Тут уткнулась старцу в бок, приговаривает-голосит:

    — Я только один раз пропустила, только сегодня!

    Спиридон девочку на руки подхватил, прижал к плечу и приговаривает:

    — А сегодня и жарко очень, правда, а сегодня тоже пить они все просили, правда? Ведь вчерашней выпитой водой малыши не проживут? Могла ты их загубить, только я их напоил, вот и уснули все с маяты, намучились.

    Тут малышка как заплачет! Просто взахлёб, горько-горько.

    — Смотри, я их разбужу, не плачь, — остановил её Спиридон и пощекотал за животик котёнка, тот лапки вытянул, потягивается, глазки открывает.

    — Ой, дедушка, как хорошо, что они живые! — уже радостно закричала девочка. — Я больше не буду! Я всё-всё поняла! Ой, нельзя, нельзя и один разок пропускать! Ни один денёк, а то кто-нибудь может заболеть. Я же обещала, я теперь буду хорошей, никогда про других не забуду.

    Погладил девочку по головке Спиридон, прижал к плечу, позвал ещё раз в гости.

  • Слайд 40

    Афоризмы «Ответственность»

    • Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит Фрейд З.
    • Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения Тиллих П.
    • Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо Сартр Ж.-П.

  • Слайд 41

    Моральный долг

    Урок 11

  • Слайд 42

     

    Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

  • Слайд 43

    Притча от Софьи Бессоновой

    Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.

    «Забавный Ослик, — подумала Гора, — Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»

    И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», — подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.

    По пути ему встречались люди и спрашивали его:

    — Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.

    Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.

    Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.

    «Тяжела же моя ноша», — подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.

    И издох.

  • Слайд 44

    Афоризмы на тему «Долг и обязанность»

    • Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств. автор: Цицерон Марк Туллий
    • Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым. Роберт Стивенсон
    • Обязанность каждого, кто хочет служить добру, суметь подчинить свою деятельность наивысшей цели, какая только доступна человеку, — не ущемить, не обобрать, не унизить дух — ни в себе самом, ни в ближнем своем. Чабуа Амирэджиби

  • Слайд 45

     

    Праздник всех солдатов наших -

    Вот что значит этот день!

    День защитников отважных

    Да и просто всех парней!

    Ведь любой из них мечтает

    Защитить детей, семью,

    Покорить хоть что-то в мире

    И найти свою судьбу!

    Мы славим тех, кто не плакал

    От боли своей,

    Но слез не скрывал

    На могилах друзей,

    Тех, кто мужчиной был

    Не на словах,

    Труса не праздновал,

    Сидя в кустах,

    Тех лучших

    Сынов человечества,

    Тех, кто на страже Отечества!

    Каждый мальчик может стать солдатом,

    По небу летать, по морю плыть,

    Охранять границу с автоматом,

    Чтоб свою отчизну защитить.

    Но сначала на футбольном поле

    Защитит ворота он собой.

    И за друга во дворе и школе

    Примет он неравный, трудный бой.

    Не пустить чужих собак к котенку -

    Потруднее, чем играть в войну…

    Если ты не защитил сестренку,

    Как ты защитишь свою страну?

    А. Усачев

  • Слайд 46

    Справедливость

    Урок 12

  • Слайд 47

     

    Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний….

  • Слайд 48

    Крапива и Розовый КустПритча от Александра Шубникова

    Однажды Крапива сказала Розовому Кусту:

    — Каждую весну из моих молодых побегов садовник делает прекрасный суп. Но почему-то не мне, а тебе он отвёл лучшее место, ухаживает за тобой и поливает, а у меня отнимает последние крохи земли у ограды. Откуда такая несправедливость?

    — Я радуюсь солнцу и наслаждаюсь жизнью, — ответил Розовый Куст, — и всегда готов поделиться с садовником цветами своего счастья. В благодарность за хорошее настроение он даёт мне всё, что нужно. Ты же при каждой встрече лишь колешь и жжёшь его. Будет ли он целый год помнить твою тарелку крапивного супа?

    Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

    - Аристотель -, Афоризмы о справедливости, Афоризмы о человеке, Древняя Греция

    Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

    - Аристотель -, Афоризмы о добродетели, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция

    Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее – несправедливость – не часть порочности, а порочность вообще.

    - Аристотель -, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция

    Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.

    - Гомер -, Афоризмы о справедливости, Древняя Греция

  • Слайд 49

    Альтруизм и эгоизм

    Урок 13

  • Слайд 50

     

    Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

  • Слайд 51

    Притча про альтруизм

    Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

    — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

    — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

    — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

    Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

    — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

    Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

  • Слайд 52

     

    Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или обществу.

  • Слайд 53

    Краски

    В одной коробке лежали тюбики с красками. Однажды сказала белая краска чёрной, тюбик которой лежал ближе всего к ней:

    — Сестричка, что за несчастье с тобой приключилось? Почему ты такая грязная?

    — Я не грязная, такой мой цвет, — ответила чёрная краска.

    — Тогда ты неправильная краска и цвет у тебя неправильный. Посмотри на меня, вот каким должен быть истинный цвет, и вообще все цвета произошли от белого, поэтому нет ничего возвышеннее белого цвета, стать похожим на который должны стремиться все краски.

    Это замечание не понравилось чёрной краске, и она возмущённо сказала:

    — Нет, это ты неправильная, а мой цвет самый что ни на есть правильный. И вообще — не будь чёрного цвета, то ничего великого не смогли бы нарисовать. Попробуй без меня нарисовать что-то, — сказала в ответ чёрная краска белой, — белый лист так и останется белым.

  • Слайд 54

     

    Такие речи возмутили остальные краски, и они наперебой стали доказывать, что только их цвет единственно верный и единственно нужный. Что именно они будут избраны Великим Художником для создания шедевра, а остальные будут вечно гореть в огне, если, конечно, они не поменяют свой цвет на «истинный». Долго и упорно они спорили, так что некоторые начали выдавливаться из тюбиков из-за распиравшей их неприязни.

    Но неожиданно крышка коробки приоткрылась, и на тюбики пролился яркий свет. Художник вынул краски и выдавил их на мольберт, после чего смешал их друг с другом и нанёс на холст, где и произошло их примирение. Художнику не было дела до их мнений, прений и разногласий, он видел единство в многообразии. Для него были важны все цвета, ведь нельзя рисовать только одним цветом, да и что это была бы за картина. Так было написано великое произведение, где краски уже не противоборствовали, а взаимодополняли друг друга.

  • Слайд 55

    Афоризмы «Разумный эгоизм»

    Эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого.

    Автор: Артур Шопенгауэр

    Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему.

    Автор: Джордж Бернард Шоу

  • Слайд 56

    Дружба

    Урок 14

  • Слайд 57

     

    Дружба– это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

  • Слайд 58

    Щедрое дерево

    Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.

    Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

    Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

    — Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

    — Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

    И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.

  • Слайд 59

     

    После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.

    — Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

    У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

    — Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

    И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

    — Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.

    Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

  • Слайд 60

     

    — Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

    И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.

    …Хоть в это и нелегко поверить.

    Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.

    — Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

    — На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.

    — У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.

    — Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.

    — У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.

    — Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.

    — Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

    — А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

    — Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

    Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

  • Слайд 61

    Афоризмы о дружбе Древняя Греция

    Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

    Аристотель

  • Слайд 62

    Что значит быть моральным?

    Урок 15

  • Слайд 63

    Мора́ль — система норм и ценностей, регулирующих поведение человека в обществе

  • Слайд 64

    Афоризмы «Мораль»

    • Моральная культура должна основываться на принципах... Иммануил Кант
    • Морально-нравственная сторона есть в каждом человеческом поступке. Али Апшерони
    • Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали. Блез Паскаль
    • Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным. Поль Анри Гольбах

  • Слайд 65

    Род и семья – исток нравственных отношений

    Урок 18

  • Слайд 66

     

    Семья– это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе

  • Слайд 67

     

    Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.

  • Слайд 68

    Три представления о счастье

    Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.

    Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:

    — Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.

    Второй сказал:

    — Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.

    Третий сказал:

    — А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.

  • Слайд 69

    Пословицы и поговорки о семье

    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • В дружной семье и в холод тепло.
    • В недружной семье добра не бывает.
    • В своем доме и стены помогают.
    • В семье и каша гуще.
    • В недружной семье добра не бывает.
    • В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
    • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
    • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
    • В хорошей семье хорошие дети растут.
    • На что и клад, когда в семье лад.
    • Намеки да попреки - семейные пороки.
    • Не будет добра, коли в семье вражда.
    • Семья - опора счастья.
    • Семья в куче, не страшна и туча.
    • Хоть тесно, да лучше вместе.
    • Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

  • Слайд 70

    Нравственный поступок

    Урок 19

  • Слайд 71

     

    Поступок– сознательное действие, оцениваемое как нравственное самоопределение человека, в котором он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

    Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели. Демокрит

  • Слайд 72

     

    Нравственный поступок– это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

  • Слайд 73

    Золотое правило нравственности

    Урок 20

  • Слайд 74

     

    Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

    Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Питтак древнегреческий мудрец

  • Слайд 75

    «Золотое правило» — общее этическое правило:

    Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь.

    Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

  • Слайд 76

     

    Представляйте себя на месте другого человека и откликайтесь на его нужды, как на свои собственные.

    Проявляйте нежность и заботу, как бы это не было трудно.

    Золотое правило НРАВСТВЕННОСТИ

    Фалес– греческий мудрец, философ и математик.

  • Слайд 77

     

    Не требуйте взамен хорошего отношения. Пользуйтесь золотым правилом ради него самого.

    Не вменяйте другим людям в вину то, что они не применяют его по отношению к вам – иначе это становится мелочным торгом и в конечном итоге ведет к напряженности и непониманию.

  • Слайд 78

     

    Любите не только других людей, но и себя самого. Проявляйте по отношению к самому себе понимание, любовь и заботу. Разумеется, не в ущерб окружающим.

  • Слайд 79

     

    Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешила его и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут — и добро и зло наше возвращается к нам же».

    По книге «Классическая басня»

  • Слайд 80

     

    Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

    — Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

    — Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.

    — Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.

    Из книги «Двадцать четыре Насреддина»

  • Слайд 81

     

    Чему учит золотое правило?

    Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать вопрос: «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»

  • Слайд 82

    МОЙ ВЫБОР

  • Слайд 83

    Попробуй!


  • Слайд 84

    «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.» Л.Н.Толстой

    Урок 21

  • Слайд 85

    Стыд, вина и извинение

    «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.» Л.Н.Толстой

    Урок 21

  • Слайд 86

    Стыд

    Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

  • Слайд 87

    Вина

    Переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполненного долга перед самим собой. Вина продолжительность стыда.

  • Слайд 88

    Чем отличается вина от стыда.

    Стыд ответственность за поступок перед другими, вина – ответственность перед собой.

  • Слайд 89

    Раскаяние

    сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения не повторять свои ошибки, изменить своё поведение.

  • Слайд 90

    Извинение

    Просьба о прощении.

  • Слайд 91

    Ф.П. Решетников «Опять двойка»

    • Кто главный герой картины? Что он чувствует и почему?
    • Чем подчеркивает художник чувство вины мальчика?
    • Почему картина называется «Опять двойка»?

  • Слайд 92

    Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Косточка»

  • Слайд 93

    Чтобы избавиться от чувства вины, надо извиниться…

    • Извини(те), пожалуйста!
    • Я прошу прощения (за то, что…)
    • Я виноват перед вами…
    • Я не хотел тебя (вас) обидеть…
    • Я приношу свои извинения…
    • Простите…
    • Не сердитесь, пожалуйста…

  • Слайд 94

    Как можно ответить на извинение…

    • - Хорошо!
    • - Да ладно!
    • - Не стоит извинения!
    • - За что же извиняться?
    • - Не за что.
    • - Я не сержусь.
    • - Пожалуйста.

  • Слайд 95

    Честь и достоинство

    Урок 22

  • Слайд 96

     

    • Честь– это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
    • Честь– внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.
    • Честь– это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
    • Честь– это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

    Что такое честь

  • Слайд 97

     

    • Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.
    • Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.
    • Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести. проявление чести в повседневной жизни

  • Слайд 98

     

    Честь должна быть у человека с рождения. Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести. Исполнение обязательств и обещаний. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово становится человеком чести. Психологические тренинги. Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги. Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.

    Как воспитать в себе честь

  • Слайд 99

     

    Что такое достоинство

    Достоинство морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.

  • Слайд 100

    Честный и благородный спартанец.

    Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить:

    — Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?

    — Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, — ответил спартанец.

    Из сборника «Всемирное остроумие»

  • Слайд 101

     

    • Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих.
    • Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.
    • Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.
    • Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.

  • Слайд 102

    Из «Энциклопедии афоризмов»

    Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим человеком, не будучи честным.

  • Слайд 103

    Марк Аврелий.

    Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

  • Слайд 104

    Совесть

    Урок 23.

  • Слайд 105

     


  • Слайд 106

     

    Что такое совесть. это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

  • Слайд 107

     


  • Слайд 108

     

    «Стыд– тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, а совесть– это стыд перед самим собой». Чем отличается стыд от совести.

  • Слайд 109

     

    Один водитель сбил человека насмерть и уехал.

    Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить».

    Случай на дороге

  • Слайд 110

    Мудрые мысли

    • Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон
    • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Шопенгауэр

  • Слайд 111

     

    • Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий
    • Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес
    • Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

    Мудрые мысли

  • Слайд 112

     


  • Слайд 113

    Нравственные идеалы

    Урок 24

  • Слайд 114

     


  • Слайд 115

     


  • Слайд 116

     

    В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке у него палица, в другой копье.

    Богатырь справа, самый младший, смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

    Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

  • Слайд 117

     

    Русские богатыри

  • Слайд 118

     

    1) Противники договаривались о месте и времени поединка.

    2)Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных.

    3) Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

    4) Нельзя наносить удар в спину.

    Важнейшая добродетель воинской дружины – верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.

  • Слайд 119

     

    РУССКИЕ БОГАТЫРИ

  • Слайд 120

     

    1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.

    2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?

    3. Откуда родом Илья Муромец?

    4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец?

    5. Где родился Добрыня Никитич?

    Викторина

  • Слайд 121

     

    6. Из какой семьи Алеша Попович?

    7. Что означает имя Добрыни Никитича?

    8. Какому князю служили эти богатыри?

    9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие?

    10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"?

  • Слайд 122

     

    11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец?

    12. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети сам ласковый, обходительный". Чей это портрет?

  • Слайд 123

     

    13. Что богатырям указывало путь?

    14. С кем сражался Алеша Попович?

    15. Как звали коня Ильи Муромца?

  • Слайд 124

    Нравственные идеалы. Леди и джентльмены.

    Урок 25

  • Слайд 125

    Джентльмен

    Джентльмен (английское слово)

    • В Англии вежливое обращение к мужчине
    • Воспитанный человек, соблюдающий правила и нормы поведения

  • Слайд 126

    Найди изображения предметов, принадлежащих джентльмену.

  • Слайд 127

    Кто джентльмен?

  • Слайд 128

    Леди

    Леди (английское слово)

    • В Англии вежливое обращение к женщине
    • Воспитанная, образованная, культурная девушка

  • Слайд 129

    Леди – это…

    • Девушка с превосходной внешностью и осанкой
    • Безупречные манеры и поведение
    • Правильная речь
    • Уважение к старшим
    • Уважение чужого мнения

    Принцесса Диана

  • Слайд 130

     

    Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет. И.В.Гёте

  • Слайд 131

     

    Воспитанные люди всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. А.П. Чехов

  • Слайд 132

     

    Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П.Чехов.

  • Слайд 133

     

    Группам предлагаются ситуации, которые нужно прокомментировать и показать одноклассникам:

    • На балу
    • В театре
    • Званый ужин
    • В гости к леди

  • Слайд 134

    Рыцарь, дама, леди, джентльмен

  • Слайд 135

    Образцы нравственности в культуре Отечества


  • Слайд 136

     

    Патрио́т — человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины

  • Слайд 137

     

    Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.

  • Слайд 138

     

    В одном купе едут три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватает взгляда, простираются песчаные барханы. Пораженные пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицают:

    — Какие страшные места!

    — Как здесь могут жить люди?

    — Неужели им здесь нравится?

    И вот поезд подъезжает к крохотной станции, за которой виднеется лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Туркмен начинает собирать вещи.

    — Вы здесь выходите? — удивились женщины.

    — Да, выхожу, — ответил туркмен и с чувством добавил:

    — Это — моя Родина!

  • Слайд 139

    Афоризмы

    • Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу
    • Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах. Джордж Гордон Байрон
    • Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия. Клод-Адриан Гельвеций
    • Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин В. Белинский

  • Слайд 140

     

    Труженик– трудолюбивый человек, который своим трудом создает материальные и духовные ценности на благо всего народа, своей страны.

  • Слайд 141

    Воин – защитник Отечества


  • Слайд 142

    Коллективизм – сотрудничество, взаимопомощь

  • Слайд 143

    Афоризмы на тему «Коллективизм»

    • Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования. Барбюс А.
    • Умей работать в коллективе. Уметь работать в коллективе — это в первую очередь правильно воспринимать критику и не стесняться критиковать ошибки другого. Зелинский Н. Д.
    • Человек становится человеком только среди людей. Бехер И.
    • Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим. Уэбстер Д.
    • Нехорошо, когда человек остается сам с собой, а особенно когда он работает в одиночку; если он хочет чего-либо достичь, ему нужны участие и моральная поддержка, Гёте И.
    • Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собою и думать только о себе. Паскаль Б.
    • Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Толстой Л. Н.
    • Лишь в людях себя познать способен человек. Гёте И.

  • Слайд 144

    Этикет

    Урок 27

  • Слайд 145

    Этике́т— нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе

  • Слайд 146

     

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость.

    Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:

    — Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую. Вежливость — это ерунда, сотрясение воздуха.

    — Это верно, — любезно согласился учитель, — но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары.

    Лучшая защита от дурных манер - хорошее воспитание. - Ф. Честерфилд

    Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. - И. Гете

  • Слайд 147

    Деревянная кормушка Притча от Льва Толстого

    Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

    Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

    — Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

    — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

    Л. Н. Толстой позаимствовал сюжет этой притчи из сказки Братьев Гримм "Старый дед и внучёк".

  • Слайд 148

    Афоризмы на тему «Этикет»

    • Лучшая защита от дурных манер - хорошее воспитание. Ф. Честерфилд
    • Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. И. Гете

  • Слайд 149

    Семейные праздники

    Урок 28

  • Слайд 150

     

    Праздник – торжественное, радостное событие. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

  • Слайд 151

    Афоризмы на тему «Праздник»

    • Самые лучшие праздники - это те, которые внутри нас. Фредерик Бегбедер
    • Праздник - это попытка внешней радости проникнуть внутрь, а внутренней - выплеснуться наружу. В. Кротов

  • Слайд 152

     

    Пода́рок — вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником.

  • Слайд 153

    Разбитая ваза Христианская притча

    Полюбил бедный студент богатую девушку. Однажды она пригласила его на свой день рождения.

    На юбилей единственной дочери родители позвали множество гостей, людей достойных, из известных семейств. Приходят они всегда с дорогими подарками, состязаются друг с другом — кто из них больше поразит именинницу. А что может подарить бедный студент, кроме своего любящего сердца? Да и не в цене оно сегодня. Ныне в почёте драгоценности, роскошные наряды и конверты с деньгами. А сердце в конверт не упакуешь…

    Что делать? Думал студент, думал и придумал. Он пришёл в богатый магазин и спросил:

    — Нет ли у вас дорогой, но разбитой вазы?

    — Есть.

    — А сколько она стоит?

  • Слайд 154

     

    Стоила она сущие пустяки. Обрадованный студент попросил упаковать то, что осталось от вазы, в красивую бумагу, и поспешил в кассу.

    Вечером, когда гости стали вручать свои дары, студент подошёл к виновнице торжества и со словами поздравления протянул ей свою покупку. Затем, неловко повернувшись, он как бы случайно выронил свёрток, который со звоном упал.

    Присутствующие ахнули, а расстроенная именинница, подняв подарок, стала разворачивать его. И — о, ужас! — услужливые продавцы завернули каждый осколок разбитой вазы отдельно! Гости были возмущены обманом, а молодой человек с позором бежал.

    И только чистой душе девушки эти кусочки показались дороже всех даров. За ними она увидела любящее сердце.

  • Слайд 155

    Афоризмы

    • Подарки, как и добрые советы, доставляют радость дающему. Эдуар Эррио
    • Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, это дружба. Франсуа де Ларошфуко
    • Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. Д. Уолкот
    • Подарок, преподнесенный с улыбкой, ценен вдвойне. Т. Фуллер

  • Слайд 156

    Жизнь человека – высшая нравственная ценность

    Урок 29

  • Слайд 157

     

    Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Это все, что имеет большое значение для человека.

  • Слайд 158

    Две свечи

    — Жаль мне тебя, — сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. — Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.

    Отвечала горящая свеча:

    — Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой — душа свечи — соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя — огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?

    Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке — смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо.

    Так говорили две свечи.

  • Слайд 159

    Притча в изложении Ошо

    Когда Помпеи были разрушены вулканическим извержением, в полночь весь город был в огне, рушились дома и бежали люди. Город был богат, и каждый что-то нёс. Люди несли всё самое дорогое: кто-то нёс своё золото, кто-то — алмазы, деньги; учёные несли свои рукописи, книги — несли всё, что можно было спасти. Но был лишь один человек, который не нёс ничего, лишь свой посох. Все люди, нёсшие вещи, были встревожены: рушилась вся их жизнь. Только этот человек гулял среди толпы, как если бы он вышел на утреннюю прогулку.

    Кто бы ни смотрел на него, говорили:

    — Почему ты ничего не спасаешь? Ты всё потерял?

    Человек отвечал:

    — У меня ничего нет, а всё, что у меня есть, я несу.

    — Тогда почему ты разгуливаешь, как будто вышел на утреннюю прогулку? Ведь творится такой кошмар, всё гибнет!

    Человек засмеялся и сказал:

    — Всё, что вы накопили от этого мира, смерть разрушает, огонь сжигает. Я накопил только сознательность. Для вас это всё, может быть, и трагедия, а для меня — это время утренней прогулки.

  • Слайд 160

    Любовь и уважение к отечеству

    Урок 30

  • Слайд 161

     

    Отечество, отчизна — родная страна, родина. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

  • Слайд 162

    Любо́вь -

    чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту

  • Слайд 163

    Притча неизвестного происхождения

    Однажды в дверь домика в лесу, где жили лесничий с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего подошла к двери и открыла. В дверях стояли три дамы в вуалях.

    — Мы, — сказала одна из них, — Удача, Богатство и Любовь. Вы можете впустить в дом только одну из нас. Решите, какую.

    Жена лесничего вернулась и рассказала обо всём дочери и мужу.

    — Я, — сказала она, — впустила бы в дом Удачу. Благодаря ей наши дела пойдут в гору, у нас всё будет ладиться.

    — Нет, — сказал лесничий, — слишком долго ждать, пока всё наладится. Нам так трудно живётся, давайте пригласим в дом Богатство — оно решит все наши проблемы.

    — Пожалуйста, — взмолилась дочь, — давайте впустим в дом Любовь. Я так давно мечтаю с ней познакомиться.

    Отец и мать посовещались и решили выполнить желание дочери. Жена лесничего пошла к двери, открыла её и объявила об их решении.

    — Мы выбрали Любовь, — сказала она.

    Любовь вошла в дом. Но вслед за ней, взявшись за руки, вошли Богатство и Удача.

  • Слайд 164

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Россия - священная наша держава,Россия - любимая наша страна.Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля,Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне,Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова.

  • Слайд 165

    УМК, ПОСОБИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЭТИКА»

    1. УМК «Азбука нравственности — Грамматика нравственности» Э.П. Козлова и др., ИСМО РАО
    2. Начальная школа
    3. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    4. Азбука нравственности. 1 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    5. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    6. Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    7. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    8. Азбука нравственности. 3 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    9. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    10. Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
    11. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1—4 классов /
    12. Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.) — М.: Новый учебник, 2007.
    13. УМК «Этика» А.И. Шемшуриной и др., ИСВ РАО
    14. Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М.: Лика, 2006.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд