Содержание
-
МОДЕЛИРОВАНИЕКАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
-
МОДЕЛЬ -
Упрощённое представление о реальном объекте, процессе или явлении, которое отражает его существенные свойства.
-
МОДЕЛИРОВАНИЕ -
Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов или явлений. Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
-
МЕСТО МОДЕЛИРОВАНИЯВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПРОТОТИП (РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, ПРОЦЕСС) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
-
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ
По области использования С учётом временного фактора По способу представления моделей
-
ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МОДЕЛИ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ОПЫТНЫЕ ИМИТАЦИ- ОННЫЕ ИГРОВЫЕ
-
Учебные моделииспользуются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы. Например, глобус, географическая карта и т.д.
-
Опытные модели— это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик. Например, моделькорабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель гидросооружений (водохранилищ, гидростанций) помогает на стадии их разработки решить разнообразные технические, экологические и другие проблемы.
-
Научно-технические моделисоздаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести и синхротрон — ускоритель электронов, и прибор для получения грозового электрического разряда, и стенд для проверки телевизоров.
-
Игровые модели— это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.
-
Имитационные моделине просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название метода проб и ошибок. Например, для выявления побочных действий лекарственных препаратов их испытывают в серии опытов на животных.
-
С УЧЁТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
МОДЕЛИ СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ
-
Статическая модель—это единовременный срезинформации по данному объекту. Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает состояние их зубов на данный момент времени: соотношение молочных и постоянных, наличие пломб, дефектов и т. п.
-
Динамическая модельпредставляет картину изменения объекта во времени. В примере с поликлиникой медицинскую карту ученика, отражающую изменение состояния его зубов в течение многих лет, можно считать динамической моделью.
-
При строительстве дома рассчитывают прочность его фундамента, стен, балок и устойчивость их к постоянной нагрузке. Это статическая модель здания. Но надо также обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Эти вопросы можно решить с помощью динамических моделей. Как видно из примеров, один и тот же объект можно охарактеризовать и статической, и динамической моделью.
-
ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ ОБРАЗНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ НЕКОМПЬЮТЕРНЫЕ
-
Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они всегда имеют реальное воплощение. Такие модели могут отражать: • внешние свойства исходных объектов; • внутреннее устройство исходных объектов; • суть процессов и явлений, происходящих с объектами-оригиналами. Самыми простыми примерами материальных моделей являются детские игрушки. По ним ребенок узнает внешние свойства окружающих объектов. Разбирая некоторые игрушки в процессе игры (например, машинку), он получает первое представление об устройстве исходного объекта и даже о принципах его работы.
-
Информационные модели нельзя потрогать, они не имеют вещественного воплощения. Основу таких моделей составляет информация, а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности.
-
Мысленные и вербальные модели
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Примером мысленной модели является модель поведения при переходе через дорогу. Человек анализирует ситуацию на дороге (какой сигнал подает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти дорожно-транспортное происшествие. Такие модели сопутствуют любой сознательной деятельности человека. Мысленная модель, выраженная в разговорной форме, часто называется вербальной (от лат. verbalis — устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.
-
Знаковыми называются модели, описанные с помощью специальных символов (букв, знаков и т.д.) Знаковые модели можно разделить на следующие группы: • математические модели, представленные математическими формулами, отображающими связь различных параметров объекта, системы или процесса; • специальные модели, представленные на специальных языках (ноты, химические формулы и т. п.); • алгоритмические модели, представляющие процесс в виде программы, записанной на специальном языке.
-
Модель, представленная в виде изображения, называется образной. Примеры: географическая карта, картины в живописи, фотографии.
-
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ
МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКОВЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ НЕКОМПЬЮТЕРНЫЕ
-
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1 ЭТАП ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 2 ЭТАП РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ 3 ЭТАП КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 4 ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СООТВЕТСТВУЮТ ЦЕЛЯМ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЦЕЛЯМ (ОШИБКА)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.