Содержание
-
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
«Занимательные задачи по информатике в 5-7 классов» Выполнила: Кругловой Ольги студентка группы 5 И специальность 050202 «Информатика»
-
В настоящее время главным стратегическим направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование – такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, была бы ведущей. В школьном курсе информатики в отдельную группу можно выделить различные нестандартные средства обучения, такие как кроссворды, игры, ребусы, занимательные задачи. К сожалению, мало кто из учителей в настоящее время использует занимательные задачи, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели. Занимательность при этом проявляется либо в нестандартном представлении данных или способе решения, либо в необычно поставленном вопросе или завуалированных связях между данными. Решение занимательной задачи строится на рассуждении без применения математических выкладок.
-
Объект исследования процесс обучения учащихся основной школы информатике и ИКТ. Предмет исследования методика использования занимательных задач в процессе обучения информатике и ИКТ в 5 – 7 классах. Цель исследования теоретическое и методическое обоснование использования занимательных задач в 5-7 классах базового курса «Информатика и ИКТ». В соответствии с этим была выдвинута гипотеза исследования Повышению эффективности информационной подготовки учащихся основной школы будет способствовать развитие познавательного интереса у учащихся 5-7 классах на основе использования теоретически выстроенной и методически обоснованной системы занимательных задач в образовательном процессе по «Информатике и ИКТ».
-
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи исследования: выполнить анализ современной научной, учебной, методической литературы и информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования. раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» изучить способы формирования познавательного интереса при обучении информатике рассмотреть типологию и классификации занимательных задач, технологию их составления систематизировать известные подходы к построению процесса обучения информатике на основе использования занимательных задач определить систему занимательных задач для использования на уроках информатики в 5-7 классах экспериментально проверить влияния использования системы занимательных задач в базовом курсе «Информатика и ИКТ» на развитие познавательного интереса у учащихся
-
Задачи научного поиска определили совокупность методов исследования теоретический анализ научной, учебной, методической, литературы, нормативных документов, программ, информационных ресурсов сети Интернет систематизация, классификация, сравнительный анализ изучение и обобщение педагогического опыта педагогическое наблюдение, моделирование статистические методы обработки результатов педагогического исследования
-
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: систематизированы и обобщены подходы к проектированию процесса обучения учащихся с использованием системы занимательных задач по информатике; определены содержание, структура и методика использования системы занимательных задач при обучении информатики в основной школе. Практическая значимость исследования: предложена системы использования занимательных задач на уроках информатики, способствующая развитию познавательного интереса у учащихся. Результаты исследования могут быть использованы: студентами педагогического колледжа при изучении учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» и прохождении педагогической практики в школе и учителями информатики начальной и основной школы; учителями информатики основной школы. Исследование осуществлялось в три этапа.
-
Первая глава Первая глава выпускной квалификационной работы по теме «Занимательные задачи по информатике в 5-7 классах» включает в себя психолого – педагогические особенности процесса формирования познавательного интереса учащихся стадии развития познавательного интереса условия формирования познавательного интереса и его формирование в обучении информатики
-
На основе вышеизложенного можно сделать ряд основополагающих выводов Познавательный интерес в психологи и педагоги рассматривается как часть общей проблемы воспитания и развития Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности Познавательный интерес можно рассматривать как мотив учения, как устойчивую черту личности и как сильное средство обучения Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту Познавательный интерес к информатике формируется и развивается в процессе учения.
-
Вторая глава Вторая глава выпускной квалификационной работы по теме «Занимательные задачи в школьном курсе информатика в 5-7 классах» включает в себя: Объем и содержание понятия «занимательная задача» Типология занимательных задач и их классификации Цифровые образовательные ресурсы нового поколения
-
Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. Следует, правда, оговориться, что на каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной-двух. Рассмотрим классификацию занимательных задач Задачи-рисункилучше всего применять на актуализирующем этапе урока в качестве физкультпаузы при работе за компьютером. В ряде случаев использование задач-рисунков эффективно на уроках объяснения материала в качестве мотивационного момента: перед началом урока на доске рисуется объект, изучить который предполагается на текущем занятии, после чего ученики безуспешно (из-за нехватки знаний) пытаются найти ответ, и учитель начинает изложение материала.
-
Задачи-шутки и логические мини-задачилучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных (корректно поставленных) вопросов и задач. После постановки такой задачи обучаемые должны распознать ее тип (для себя), сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать. Задачи с неполным условиемполезно использовать в процессе закрепления знаний. При этом можно руководствоваться следующей схемой. Во время проведения сдвоенного урока одна из задач дается за 5 минут до окончания первого часа. Если она не будет решена, то разбирается в начале второго часа. Знание типологии занимательных задач и методику использования конкретных типов задач позволит учителю информатики включать в уроки занимательные задачи с получением наибольшей эффективности развития познавательных способностей учащихся. Как нетрудно заметить, количество занимательных задач достаточно велико. Среди их многообразия мы выделили четыре типа, с успехом применяемые в обучении информатике.
-
Третья глава Методические рекомендации по использованию занимательных задач в курсе «Информатика и ИКТ» Третья глава выпускной квалификационной работы по теме «Занимательные задачи по информатике в 5-7 классах» является экспериментальной. В этой главе мы рассматриваем Экспериментальная проверка основных положений методики использования занимательных задач на уроках информатики
-
Инструментом для развития мышления и творческой деятельности школьника являются занимательные задачи. Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности. Такие задачи в большем количестве предлагаются для решения на внеклассных кружках, факультативных занятиях. Систематическое применение задач такого типа способствует развитию мыслительных операций и формированию математических представлений детей. Теоретический анализ предмета исследования и синтез научного познания позволил исследовать современные, вариативные подходы к построению процесса обучения информатике в основной школе в системе профильного обучения выполнить теоретическое и методическое обоснование методики обучения учащихся основной школы с использованием занимательных задач базового курса «Информатика и ИКТ» в системе профильного обучения
-
1 этап эксперимента - подготовительный был посвящен выявлению исходного уровня развития учащихся по решению занимательных задач. В основу наблюдения и анализа легла учебно-педагогическая деятельность в ходе проведения пробных уроков и занятий. Цель данного урока для исследования:содержание урока и методы организации учащихся на уроке (беседа, наблюдения, практическая деятельность учащихся) являются диагностическим средством выявления исходного уровня развития учащихся по решению занимательных задач 2 этап эксперимента - констатирующий В основу констатирующего этапа легли наблюдения и анализ учебно-педагогической деятельности в ходе проведения пробных уроков и занятий. Нами проведен диагностический урок с включением в его содержание занимательных задач.
-
2.1. Анкетирование экспериментального класса Цель: выявить количественную характеристику учащихся класса по уровням интереса к учебному предмету «Информатика и ИКТ». Таблица 6. Результаты анкетирования экспериментального класса
-
Диаграмма 1. Уровень интереса экспериментального класса к уроку информатики.
-
Диаграмма 2. Результаты учащихся по теме «Что такое алгоритм, исполнители вокруг нас. Знакомство с исполнителем Робот» на начало эксперимента
-
3 этап эксперимента - формирующий На формирующем этапе (во время прохождения непрерывной педагогической практики), проводилась работа по изучению форм записи алгоритмов: ознакомление учащихся с основными записями алгоритма; формирование представлений о решении алгоритма с помощью занимательных задач. создание условия для формирования первичного представления о формах записи алгоритмов. Проведено 2 обучающих урока и 1 урок контрольный. На данных уроках учащиеся изучали тему через использование решение занимательных задач.
-
Контрольный этап экспериментальной деятельности проводился во время прохождения непрерывной педагогической практики. Контрольный этап ставит своей целью проверку уровня усвоения учащимися 6А класса МОУСОШ №1. Проведен контрольный урок-практикум по теме «Формы записи алгоритма» [Приложение № 4]. Результаты, оценивая, показывают положительную динамику качества сформированных навыков работы. В результатах наблюдения отчетливо прослеживаются проявления самостоятельности и творческой активности учащихся при постановке проблемы, в составлении плана их решения, нахождении способа действия.
-
Диаграмма 3. Результаты учащихся по теме «Формы записи алгоритма» на конец эксперимента
-
Диаграмма 4. Результаты экспериментальной работы
-
Таким образом, мы пришли к выводу, подтверждающему наше предположение о том, что процесс обучения «Информатике и ИКТ» учащихся основной школы будет более эффективным, если раскрытие содержания, будет строиться на основе использования занимательных задач в обучении. В качестве ключевого в данном исследовании выступает положение о том, что использование на уроке информатики занимательных задач повышает эффективность обучения. Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, можно считать завершенным с точки зрения поставленных целей и задач. Полученные в ходе опытно – экспериментальной работы результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать ряд основополагающих выводов.
-
Актуальность проблемы формирования у учащихся навыков решения занимательных задач определяется требованиями государственного образовательного стандарта к обучению информатике. Разработанная методическая система обучения учащихся решению занимательных задач включает взаимосвязанные компоненты: целевой, теоретико-методический, содержательный, технологический, результативный. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования методической системы обучения учащихся решению занимательных задач, включающий мотивационные, конструктивные, организационные и коммуникационные, является достаточным. Для реализации формирования у учащихся навыков решения занимательных задач при обучении информатике в соответствии с методической системой предлагается использовать разнообразные методы. Проведенное теоретико – экспериментальное исследование показало теоретическую и методическую значимость внедрения полученных нами результатов. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшие исследования могут заключаться в использовании методической системы в преподавании информатики в профессиональной деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.