Презентация на тему "Пасхальные праздники" 5 класс

Презентация: Пасхальные праздники
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Пасхальные праздники" по ИЗО (изобразительное искусство). Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.5 Мб.

Содержание

  • Презентация: Пасхальные праздники
    Слайд 1

    ПАСХАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    МБОУ Верхнеобливская ООШ Тацинский район Ростовская область Учитель истории и обществознания: Морозова Елена Анатольевна Обряды и традиции.

  • Слайд 2

    Светлый праздник Пасхи

    Пасха - от древнееврейского "пейсах" - прохождение). ПАСХА - День Светлого Христова Воскресения - великий праздник христианской церкви, праздник праздников и торжество из торжеств. В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как согласно древним сказаниям, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями Пасхи. В 325 году церковью было установлено, что христианская Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской. Отмечается праздник Пасхи в "светлое" воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием. Это праздник Воскресения Иисуса Христа, который дарит людям веру в жизнь вечную, веру в победу добра над злом, света над тьмой. Это очень красивый и добрый праздник.

  • Слайд 3

    Вербное воскресенье

    Праздничные обряды и обычаи пасхального цикла начинались в России с Вербного воскресенья, отмечаемого за неделю до Светлого воскресенья. Освещали вербу в церкви обычно в канун праздника или на заутрене. Вернувшись домой с освещенной вербой, ею легонько ударяли домочадцев, желая при этом, чтобы «здоровьицо у них прибыло».

  • Слайд 4

    Взрослые ударами вербы о лавку, где спали дети, били их, произнося: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бьет до слез, верба бела-бьет за дело, верба красна-бьет не напрасно», «Верба сти-великим расти, верба сти -не учись красти».

  • Слайд 5

    В вербное воскресенье: хозяйка ставила освященную вербу на божницу, к иконам и верила, что она убережет дом от летних гроз и пожара, «всякого лиха»; хозяин крошил веточки вербы в корм скоту в надежде сохранить его от болезней и падежа.

  • Слайд 6

    Освященную вербу хранили в течение всего года до следующего Вербного воскресенья. Через год, обычно в канун нового Вербного воскресенья, старые вербные ветки сжигали в печи или, измельчив, клали в корм скоту.

  • Слайд 7

    Страстная неделя

    После Вербного воскресенья начиналась последняя-седьмая-неделя Великого поста, так называемая Страстная. Это было время покаяния и скорби по поводу кончины Иисуса Христа. Соблюдался строжайший пост. Набожные люди воздерживались не только от пищи, но и от воды.

  • Слайд 8

    Целебные свойства

    Девушки умывались в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну, мыли волосы и остригали концы волос, чтобы косы росли гуще и длиннее; Женщины на рассвете выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее вплетали в косы, чтобы не болела голова.

  • Слайд 9

    Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скреби полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д. Избавлялись от домашних насекомых клопов и блох. Например в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними.

  • Слайд 10

    Светлый праздник Пасхи

    Пасха, главный христианский праздник, издавна отмечалась в России и как праздник общенародный. Готовились к нему заранее: пекли куличи, делали сырную пасху, красили яйца.

  • Слайд 11

    Ночь Великой Субботы (ночь перед Пасхой) на Руси всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них. Все ожидали крестного хода. Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, тюрьмы. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.

  • Слайд 12

    Традиция крашеных пасхальных яиц складывалась веками. Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Есть мнение, что началом традиции окрашивания яиц послужило следующее: во время поста яйца в пищу не употреблялись и, скопленные за длительное время, красились в разные цвета для определения очерёдности употребления в пищу. Но практическая сторона окрашивания яиц осталась далеко в прошлом. Став традиционным, праздничное блюдо обрело творческий подход.

  • Слайд 13

    Праздничный стол украшали также куличи - пасхи. Пекли их накануне праздника. Перед выпечкой каждому члену семьи и всем родственникам определяется своя пасха. Существовало такое поверье: насколько удачен (пышен, красив) кулич - настолько удачный год предстоит обладателю. А ещё пекли большую семейную пасху.

  • Слайд 14

    Первый день пасхи

    В церкви прихожане , священники обменивались друг с другом кусочками пасхи. Молодожены посещали родителей невесты, жених обязательно привозил своему тестю кулич.

  • Слайд 15

    Разговление

    По окончании заутрени люди расходились по домам. Пасхальный завтрак проходил, как правило, в узком семейном кругу. Первое пасхальное яйцо, которое было приготовлено для разговления, часто седали всей семьей, разделив его по числу домочадцев.

  • Слайд 16

    Светлая неделя- первая неделя после Пасхи.

  • Слайд 17

    Пасхальные обычаи

    На второй день Пасхи ходили по домам «христовать», или «христославить». Войдя в дом трижды поздравляли домочадцев с Воскресением Христовым и, получив в качестве благодарности пару крашеных яиц, отправлялись дальше.

  • Слайд 18

    Поминовение усопших

    Оно начиналось с первого дня Пасхи, когда прихожане, не заходя после заутрени домой, прямо из церкви направлялись на кладбище. Здесь они «христосовались» с покойными, поздравляли их с Воскресеньем христовым. На могилах оставляли кое-что из освященной пасхальной пищи, крошили яйца.

  • Слайд 19

    Пасхальные развлечения

    Игры с пасхальными яйцами составляли одно из главных праздничных развлечений. Катание пасхальных яиц-по земле с бугорков или со специальных лотков. Водили хороводы, которые сопровождались песнями. Любимым пасхальным развлечением были качели. Их ставили на главной площади и качались в основном девушки и парни.

  • Слайд 20

    Красная горка

    Апогеем пасхальных хороводов была Красная горка- первое воскресенье после Пасхи. Это были массовые гуляния с хороводами и играми. Красная горка была также днем свадеб и усиленного сватовства. Девушки надевали обновки и лучшие наряды. Отсиживание дома во время общего веселья предвещало парню или девушке неудачный брак или даже безбрачие.

  • Слайд 21

    Радуница

    Основным поминальным днем в пасхальный период была Радуница., отмечаемая во вторник на второй (Фоминой) неделе после Пасхи. На кладбищах устраивали трапезу с вином и угощением, причитали по умершим, а вечер оканчивался зачастую плясками и всеобщим весельем. Недаром говорили: «На радуницу утром пашут(работают), днем плачут, а по обедне- скачут». В домах устраивали угощение и, накрыв стол, покидали комнату, как бы предоставляя умершим возможность самим участвовать в застолье.

  • Слайд 22

    Светлый праздник Пасхи

    Праздник пасхи перемещается в так называемых "пасхальных пределах" - в пределах 35 (тридцати пяти) дней: - от 22 марта до 25 апреля (по старому стилю) или - не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая (по новому стилю) и может падать на любой из воскресных дней в этот период после первого полнолуния по прошествии весеннего равноденствия (21 марта), когда день равен ночи.

  • Слайд 23

    Литература

    Православие// Религии мира: Энциклопедия для детей.-Т.6.-Ч.2.-М.: Аванта+, 1996.-С.363-369. Праздников праздник: Православный сборник о Пасхе/ Сост. и предисл. Г.Е.Левдокимова.-М.: Мол.гвардия, 1993.-94с.:ил.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке