Содержание
-
Жостовская роспись. Секрет популярности. Подготовила: ученица 6 класса Тятых Мария Владимировна Руководитель: Битюцкая Светлана Анатольевна Учитель ИЗО МОУ Калиновская СОШ Белгородская область, Красногвардейский район, С. Калиново 5klass.net
-
Цель: изучение истории возникновения «Жостовской росписи» и секрета её популярности Задачи: собрать сведения об истории возникновения жостовских подносов; познакомиться с этапами жостовской росписи; проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников.
-
Объектисследования: жостовские подносы Методика исследования:обработка исторических, краеведческих источников.
-
История Жостовского промысла Жостово старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов. Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении.
-
Возникновение жостовского расписного подноса связано с фамилией братьев Вишняковых. Об основателях местного промысла нам говорит сохранившаяся в музее нынешнего предприятия в деревне Жостово вывеска: «Петр Иосiфов Вишняковъ съ сыновьями. Московскаго Уъезда 2-го Стана въ Селъ Осташковъ». Да и в старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
-
Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
-
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
-
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения.
-
Особенности жостовской росписи Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
-
Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах Помолясь усердно БогуМастер сел за стол дубовый.А в руках кусочек небаЛовко из железа выбит.Первые мазки туманны –Путь художник намечает.А вторые - долгожданны –Буйной краской расцветают. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
-
Этапы жостовской росписи Грунтовка. Художник грунтует металлическую заготовку подноса, шпаклюет, шлифует и покрывает лаком.
-
Замалёвок Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
-
Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
-
Прокладка цветом Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
-
Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
-
Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
-
Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
-
Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
-
После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
-
Награды жостовских мастеров Петербург - 1870 год, серебряная медаль; Москва - 1872 год, золотая медаль; Москва - 1889 год золотая медаль; Австрия - 1873 год, бронзовая медаль; Франция - 1889 год, бронзовая медаль; Брюссель - 1958 год, серебряная медаль и др.
-
Секрет популярности жостовских подносов простота и лаконичность; контрастность и выразительность; состав лака (не разгадан до сих пор).
-
В 1993 г. указом Президента РФ жостовский промысел включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
-
Красно-алые бутоныВ изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут.Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий...
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.