Содержание
-
Темы и образы в картинах Рушана Шамсутдинова
Работу выполнила студентка исторического факультета ТГГПУ группы 030702 Антонова Наталья
-
Жизненный путь Р.Шамсутдинова
Рушан Галяфович Шамсутдинов родился 25 ноября 1946 года в г. Казани, в её Старо-татарской слободе. Очень рано начал интересоваться историей и культурой своего народа. Увлёкся рисованием. В 1961 году обучался в казанском училище у авторитетного преподавателя- Фуата Валеева. Здесь будущий мастер показал своё умение не замыкаться в узких рамках проблем художественного ремесла, и большую часть своего свободного времени посвятил встречам с интересными людьми иных профессий-с историками, археологами, этнографами. В 1966 г. после окончания училища работал учителем в школе, исполнял обязанности художественного редактора газет «Социалистик Татарстан», «Яшь ленинчы». В 1975 году
-
По совету своего наставника Р.Г.Тухватуллина поступает в Московский полиграфический институт, где перед ним открываются многие секреты оформления книги.
В настоящее время Рушан Галяфович- всеми признанный в Республике Мастер(художник-график, заслуженный деятель искусств в Республике Татарстан, один из ярких представителей современного татарского искусства. Его вдохновённые работы, посвящённые нашему прошлому и настоящему, всегда завораживают своей внутренней теплотой, искренностью, глубиной образов и масштабностью мышления
-
Тема в картинах Р.Шамсутдинова.
Как художник Рушан Шамсутдинов подготовил целую серию графических работ, посвящённых времени Золотой Орды. Грозный и величавый скачет на коне воин. А вот мирная обстановка, где хан восседает на парчовом троне в окружении знати. Гирей, Мамай, Батый… Всего их 12- конкретных исторических лиц, которые предстают на рисунках, объединённых названием «Полководцы и ханы Золотой Орды». Конечно, правителей было гораздо больше. Но художник изобразил только те из них, кто проявил себя на политическом или военном поприще.
-
Историческую тему художник открыл для себя не сразу. Хотя интерес к ней проявился ещё во время учёбы в казанском художественном училище. В то время Шамсутдинов помогал известному историку и
архитектору Фуату Валееву в подготовке иллюстраций к книге «Орнамент казанских татар», издание вышло в 1968 году. Она стала библиографической редкостью. Именно тогда Валеев подсказал начинающему художнику, какие возможности для творчества есть в малоизученных темах булгарских войн и золотоордынского периода. Правда, в ту пору такая тематика относилась к разряду запретных, не одобрялась «наверху». С этим столкнулся и Рушан, решивший в своей дипломной работе изобразить сцену прощания Сююмбике с умершим мужем, ханом Гиреем. Тема не была утверждена. А наставник художника за интерес к культуре, истории своего народа был объявлен националистом, долгое время находился в опале.
-
Самую большую сложность для художника была в том, что старинных зарисовок почти не сохранилось. А на оставшихся нет изображений людей, только орнаментальные мотивы. Тем не менее Рушан Галяфович взялся за работу.
Не проще было воссоздать портреты ханов, ведь со времени их правления прошли века. Художник на рисунках чётко вырисовывал все детали, будь то одежда, воинское снаряжение или предметы обихода. У него рисованию предшествовало тщательное изучение эпохи. Хотя материалов по истории Золотой Орды, одного из крупнейших государств, ничтожно мало. Художник рассказал, что серия «Полководцы и ханы Золотой орды» родилась как иллюстрация к статьям историка Ризы Фахретдина об этом периоде, которая публиковалась ещё до революции в журнале «Шура». Конечно, фактов и деталей из этих публикаций часто было недостаточно для создания достоверной «картинки».
-
И потому художник прибегал к другим источникам- например, сборнику материалов, относящихся к истории Золотой Орды.
Ещё со школьных лет Шамсутдинова прямо-таки удручал тот факт, что в учебниках истории его предки представлялись воинственными, агрессивными. Это и подтолкнуло его к поискам. Например, он открыл для себя удивительный факт: когда Золотая Орда была единой, мощной империей, здесь почти не знали войн, велось огромное строительство, народ жил в достатке. Это морально укрепило, чтобы взяться за разработку исторической темы. И Шамсутдинов представил эту тему в своих картинах.
-
Образы в картинах Р.Г.Шамсутдинова.
Шамсутдинов историю поэтизирует. Его герои мужественны, а героини прекрасны. У Сююмбике, например, не глаза, а очи в пол-лица, в которых навек поселилась тоска. Картина «Утямыш-Гирей хан и Сююмбике»(1546-1566)- тому пример. Эта картина создана в 2006 году. Размер картины 450х650мм, написана на бумаге красками темпер. На картине показана огромная любовь к своему маленькому сыну. Сын, обнимая мать, ищет у неё защиты.
-
Картина «Кул Шариф.XVI»
История Казанского ханства, вобравшего в себя тысячелетнюю традицию тюрских государств Евразии и опыт своих предшественниц-Волжской Булгарии и Золотой Орды, окутана тайнами и легендами. Шамсутдинов и это не обошёл стороной. В своей картине «Кул Шариф.XVI»(1991) он представил главу мусульманского духовенства накануне падения ханства, великого сеида, выдающегося государственного деятеля и поэта. Мы видим воина, сражающегося с врагом, его взгляд, твёрдый, смелый, разит наповал.
-
Картина «Кул Гали. «Книга Юсуфа».
Эту картину художник написал в 1993-1994 годах. Картина вбирает в себя несколько иллюстраций, посвящённых книге великого поэта «Книга Юсуфа». На картине мы видим правителя Юсуфа, занимающего трон на кресле.
-
Картина «Поэт Мухамедьяр (1497-1540).
Картина написана в 1991 году. Это портрет знаменитого поэта Казанского ханства Мухамедьяра. Этот портрет можно не только смотреть, но и читать. Он красив, ласкает взор. Но это не только внешняя красота. Это красота, обнявшая и мысли человека, жизнь духа, и множественность состояний неповторимой личности, хотя на бумаге запечатлен лишь один-единственный миг. Мы чувствуем, какими были выражение лица, поза, жест до этого мига и какими они будут после него. Каждый портрет- целая гамма разнообразных чувств. Но есть всегда и доминанта, главная линия в спектре. В этой картине- мудрая сосредоточенность поэта.
-
Картина «Нурсултан(?-1518)».
Посетив выставку этого замечательного художника 27 марта этого года, я созерцала все выставленные его картины. Я любовалась ими. И будто оказалась в прошлом. Около каждой картины я представляла сюжет её в активном действии. Из всех картин мне больше всего запомнилась картина «Нурсултан». Она написана в 1997 году. У неё было два мальчика, которые впоследствии стали ханами. Она гостила у хана Гирея, знала арабский, персидский, русский языки. На картине она во всей власти, гордая, красивая, умная женщина. Его взгляд устремлён в какую-ту точку. Вероятно, она обдумывает какое-нибудь важное решение, либо свершившееся событие.
-
Портреты и автопортреты.
Рушан Галяфович Шамсутдинов- ещё и талантливый портретист. Портреты композитора Р.Яхина в 1997г., А.Монасыпова- в 1999г., поэта Мударриса Аглямова- в 1997г., писателя А.Гилязова –в 1998г., президента Академии наук РТ Мансура хасанова- в 1998г.. Более того, он писал самого себя. Это его автопортрет 1963, 1969 гг. Портреты своей матери (1971).
-
В настоящее время художником написано более 10 тысяч страниц. Это и эскизы, и подготовленные рисунки, и настоящие картины.
Произведения Шамсутдинова- уникальный пример гармонии формы и содержания: философские глубины энциклопедического познания в области истории и этнографии сочетаются в них с высочайшим профессиональным мастерством. Перо и кисть в руках Шамсутдинова- мощное оружие в борьбе за историческую истину. Глядя на воскрешённые им древние исчезнувшие города Булгар, Биляр, веришь и убеждаешься, да, так и было. Поэтому так горько, обидно сознавать, что мастера знают в его родной республике немногие, в основном интеллигенция. Неужели для того, чтобы привлечь к художнику внимание зрителей и средств массовой информации, ему необходимо погибнуть безвременно при трагических или загадочных обстоятельствах, как это произошло с К.Васильевым? Рушан Шамсутдинов, несомненно, художник самобытный и яркий. Единственное, что можно пожелать ему, так это помнить, что «древо жизни пышно зеленеет», и наша действительность не менее ярка и драматична и заслуживает не меньшего вниманья, чем «преданья старины глубокой».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.