Презентация: "Темные аллеи", И.А. Бунин. 9 класс

Презентация: Темные аллеи. И.А.Бунин
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Темные аллеи. И.А.Бунин" по литературе. Презентация состоит из 29 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 11.69 Мб.

Содержание

  • Презентация: Темные аллеи. И.А.Бунин
    Слайд 1

    Иван Алексеевич Бунин Цикл рассказов "Темные аллеи"

  • Слайд 2

    Цикл рассказов «Темные аллеи» создан в 1943 г. в Нью-Йорке. Большинство рассказов – в период ВОВ. - Почему цикл назван “Темные аллеи? - Какие ассоциации возникают? 1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.

  • Слайд 3

    Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире (в русском реализме XIX–XX вв.) раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина».

  • Слайд 4

    Работавший над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.

  • Слайд 5

    В первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

  • Слайд 6

    Цель рассказа «Чистый понедельник» – убедить читателя, что душа человека – тайна, а женская – особенно. Каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки.

  • Слайд 7

    По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа.

  • Слайд 8

    В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека.

  • Слайд 9

    Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Увы! Как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа «В Париже».

  • Слайд 10

    И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества.

  • Слайд 11

    В рассказе «Натали» писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кавказ»).

  • Слайд 12

    В рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.

  • Слайд 13

    А героиня рассказа «Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь. Таким образом, многие рассказы Бунина трагичны. Подчас в одной короткой строке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

  • Слайд 14

    Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

  • Слайд 15

    Какова композиция рассказа? Экспозиция 1-ая часть-Встреча 2-ая часть- расставание.

  • Слайд 16

    В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом. Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

  • Слайд 19

    Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь. – И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич. Он – любовь всей ее жизни.

  • Слайд 20

    Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта

  • Слайд 21

    Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони. - Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах? – Мне господа вскоре после вас вольную дали. – А где жила потом? – Долго рассказывать, сударь. – Замужем, говоришь, не была? – Нет, не была. – Почему? При такой красоте, которую ты имела? – Не могла я этого сделать. – Отчего же не могла? Что ты хочешь сказать? – Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

  • Слайд 22

    - Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». – Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… – А! Все проходит. Все забывается. – Все проходит, да не все забывается. Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни

  • Слайд 23

    Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе? Твердая, страстная, верная, преданная. - Как характеризует героя эта история? Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.

  • Слайд 24

    - Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой. – Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались? – Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

  • Слайд 25

    - Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

  • Слайд 26

    Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прелестна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Не способен на поступок.

  • Слайд 27

    Как мужики оценивают Надежду? Баба – ума палата. Но крута! Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой. социальную.

  • Слайд 28

    -Какой мотив воплощен в рассказе? Мотив вечного пути в поиске счастья. - Какие пласты можно выделить в рассказе? 1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.

  • Слайд 29

    ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.

Посмотреть все слайды

Конспект

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

Цели:

  • создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества

  • продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения

  • воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Запись на доске:

Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

Словарь:

  • Распят - пригвожден к распятию

  • Распятие — символ страдания

  • Книга Иова - библейская книга, учащая терпению.

  • Иов - библейский страдалец.

Предварительное задание к уроку:

  • Прочитать рассказ «Темные аллеи»

  • Придумать 1 вопрос, который вы хотели бы задать главным героям.

  • Задание по группам:
    1 группе - сообщение - рассказ о Николае Алексеевиче
    2 группе - о Надежде

Ход урока

I.

Ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье». На предыдущем уроке мы говорили о любви трагедийной. Вспомним название этого рассказа и ответим на вопрос:

«Почему расстались герои этого рассказа?» (Рассказ называется «Холодная осень». Причиной расставания была война).

- В этом рассказе звучит вызов против несовершенства мира. Сегодня наше знакомство продолжится, и мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

- Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

1. - Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)  

- Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

2. - Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна
Они на берегу сидели...

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

- А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

3. - Ученики, не входящие в эти группы, подготовили каждой группе по вопросу. Предоставим им слово.

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:

- Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.

- Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

Вопрос ко всем ученикам:

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

III.

- Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...», что любовь - это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

IV.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Согласны ли вы этим утверждением?

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).

Домашнее задание.
Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь - высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит - страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы - это любовь!

А. Ахматова

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло 
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Поделиться…

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

Цели:

  • создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества

  • продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения

  • воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Запись на доске:

Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

Словарь:

  • Распят - пригвожден к распятию

  • Распятие — символ страдания

  • Книга Иова - библейская книга, учащая терпению.

  • Иов - библейский страдалец.

Предварительное задание к уроку:

  • Прочитать рассказ «Темные аллеи»

  • Придумать 1 вопрос, который вы хотели бы задать главным героям.

  • Задание по группам:
    1 группе - сообщение - рассказ о Николае Алексеевиче
    2 группе - о Надежде

Ход урока

I.

Ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье». На предыдущем уроке мы говорили о любви трагедийной. Вспомним название этого рассказа и ответим на вопрос:

«Почему расстались герои этого рассказа?» (Рассказ называется «Холодная осень». Причиной расставания была война).

- В этом рассказе звучит вызов против несовершенства мира. Сегодня наше знакомство продолжится, и мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

- Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя - как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

1. - Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)  

- Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

2. - Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна
Они на берегу сидели...

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

- А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

3. - Ученики, не входящие в эти группы, подготовили каждой группе по вопросу. Предоставим им слово.

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:

- Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.

- Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

Вопрос ко всем ученикам:

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

III.

- Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...», что любовь - это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

IV.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Согласны ли вы этим утверждением?

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).

Домашнее задание.
Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь - высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит - страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы - это любовь!

А. Ахматова

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло 
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Поделиться…

Скачать конспект

Сообщить об ошибке