Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Александр Блок" рассказывает о русском поэте, писателе, публицисте, драматурге, переводчике, литературный критик. Классик русской литературы 20 столетия. Рассматриваются такие произведения Блока, как "Ветхая избушка", "Ворона", "Сны".
Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку -Если б толстый бегемотЗахотел с тобой от скукиПоиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,Языком бы стал лизать.Ух, как стал бы звать ты папу,И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,Пусть идет купаться в пруд.Лапы мальчика не шутки,Чуть притиснешь — и капут.
Слайд 3
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.Глазки - бисер, лапки - врозь,Лапки - боком, лапки - вкось...Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,Кто ее сюда просил?Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.Подружись со мной, пичужка,Будем вместе в доме жить,Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
Ближе, ну еще немножко...Фурх! Удрал... Какой нахал!Съел все зерна, съел все крошкиИ спасибо не сказал.
Слайд 4
«Слоник, слоник, настоящий слон живой,—Отчего ты всё качаешь головой?»— «Оттого что, потому что, потому —Всё я думаю, дружок, и не пойму...Не пойму, что человек, такой малыш,Посадил меня в клетушку, словно мышь...
Ох, как скучно головой весь день качать!Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»
— «Слоник, слоник, не качай ты головой!Дай мне лучше поскорее хобот свой...Я принес тебе из бархата слона,Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...Ты не будешь головой теперь качать?..»
Слайд 5
Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок,Мирно сидит на крылечке.Звонко кричит пастушок.Скачут барашки, овечки.Солнце за горку ушло,Светит косыми лучами.В воздухе сыро, тепло,Белый туман за прудами.Старый учитель сидит,Верно, устал от работы:Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
Слайд 6
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Слайд 7
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:
Зая серый, зая милый,Я тебя люблю.Для тебя-то в огородеЯ капустку и коплю.
Или:
Жил на свете котик милый,Постоянно был унылый,Отчего - никто не знал,Котя это не сказал.
Слайд 8
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Ветхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег...Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом...В снежном доме будетРезвая игра...Пальчики застудят,-По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна-Ан уж дом растаял,На дворе - весна!
Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?
Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Слайд 9
Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?
Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит:
Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек. Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься. При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.). Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух». Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.
«Рисовать брови».
Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль.
Слайд 11
Работа над стихотворением «Сны»
Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.
Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА -
ВНЕМЛЮ -
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ -
ПОКРОВ -
небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Слайд 12
Сны
Читаем цепочкой
И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!
Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница... а няняТянет свой рассказ...
Внемлю сказке древней, древней О богатырях,О заморской, о царевне,О царевне... ах...Раз-два, раз-два!
Конник в латахТрогает коняИ манит и мчит куда-тоЗа собой меня...
За моря, за океаныОн манит и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит...
Спит в хрустальной, спит в кроваткеДолгих сто ночей,И зеленый свет лампадкиСветит в очи ей...
Под парчами, под лучамиСлышно ей сквозь сны,Как звенят и бьют мечамиО хрусталь стены...
С кем там бьется конник гневный, Бьется семь ночей?На седьмую — над царевной Светлый круг лучей...
И сквозь дремные покровы Стелятся лучи,О тюремные засовыЗвякают ключи...
Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?Прочитайте стихотворение выразительно.«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.Стихотворение И. Сурикова «Детство».
Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение?
Какое настроение передано в стихотворении?
Сонное, сказочное, волшебное.
Слайд 14
Чтение стихотворения «Ворона» (читает учитель)
ВОРОНА
Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой...А уж в воздухе - вешние звоны,Даже дух занялся у вороны...Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вот желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки...Это все у вороны - игрушки.И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..Сны раздумий небывалыхСтерегут мой день.Вот видений запоздалыхПламенная тень.
Слайд 15
Как вы поняли, о чем это стихотворение?
Прочитайте выразительно.В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.
Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово(эпитет) помогает поэту изобразить ворону?
Здесь ему помогает слово лохматой.
Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.
Была любопытна?
Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?
Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..
Слайд 16
Итог урока
В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание:
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
Посмотреть все слайды
Конспект
Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, - Верно, устал от работы: Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
2. Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:
Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя-то в огороде Я капустку и коплю.
Или:
Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, - Отчего - никто не знал, Котя это не сказал.
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».
- Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.
Прочитайте его имя.
- Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая
избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь
в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬
ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит:
- Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок), разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения учителем.
После чтения:
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван- царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Чтение стихотворения «Ворона».
Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выборочное чтение.
- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)
Была любопытна. (Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)
- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)
- Прочитайте выразительно.
VI. Итог урока
- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, - Верно, устал от работы: Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
2. Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:
Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя-то в огороде Я капустку и коплю.
Или:
Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, - Отчего - никто не знал, Котя это не сказал.
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».
- Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.
Прочитайте его имя.
- Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая
избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь
в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬
ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит:
- Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок), разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
ВНЕМЛЮ — слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения учителем.
После чтения:
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван- царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Чтение стихотворения «Ворона».
Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выборочное чтение.
- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)
Была любопытна. (Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)
- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)
- Прочитайте выразительно.
VI. Итог урока
- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.