Содержание
-
Анализ художественного текста
Тема1 Художественное произведение как эстетический объект
-
Формы освоения мира:
Понятийно-логическая (наука) Религиозная Философская Чувственно-образная (искусство)
-
Сущность искусства
Аристотель: «подражание бытию вещей» Платон: «подражание вечным идеям» В.Г.Белинский: «мышление в образах»
-
Художественное произведение-
Своеобразная эстетическая программа, отображающая авторские ценностные ориентиры; Эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке эстетических знаков, «кодов»,которые шифруют мысль художника.
-
Чтобы понять художественный текст, необходимо:
Освоить язык словесного искусства; Понять внутреннюю организацию произведения; Осознать его художественную целостность.
-
Ф.И.Тютчев «Полдень»
Лениводышит полденьмглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
-
Главное условие постижения произведения- диалог между читателем и автором. Талант читателя – способность вопрошать; готовность увидеть то, что находится за строкой текста; умение анализировать и интерпретировать, не нарушая творческой воли автора.
-
М.Цветаева «Сводные тетради»
«Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы- ноты. В воле читателя – осуществить или исказить».
-
Вопросы и задания:
1. Как литература связана с другими видами искусства: архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, танцем, кино, театром? 2. Понятие «литература» включает в себя не только художественные произведения, но и эпистолярное наследие, документалистику, публицистику, эссеистику, мемуаристику, дневники. Чем отличаются эти понятия друг от друга? 3. Прочитайте рассказ И.Бунина «Красавица» и выполните задания
-
И.Бунин «Красавица»
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940
-
1. Как портретная характеристика помогает понять внутреннюю сущность героев? 2. Почему автор не дает имен, а использует описательные слова? 3. Какой смысл вложен в заглавие? 4. Каждая фраза 2 абзаца развивает одну мысль по принципу её усиления. Какую? 5. «…красавица спокойно возненавидела… семилетнего мальчика». При каком условии возможна спокойная ненависть? 6. Как автор передает «круглое одиночество» мальчика? 7. В чем особенность лексики последнего абзаца? Почему сюжет рассказа лишен развязки?
-
Напишите сочинение:
Смысл заглавия рассказа. Особенности композиции рассказа. Образ красавицы и средства его характеристики. Тема детства в рассказе. (ЕГЭ)
-
Домашнее задание
Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Пари» и ответьте на вопросы: Что общего между героями двух рассказов? По внутренним репликам банкира охарактеризуйте исповедуемую им систему ценностей. Совпадает ли позиция автора с убеждениями юриста? Докажите. Какое слово является ключевым для 2 части рассказа? Почему именно так заканчивается повествование о необычном пари? Тема свободы и плена в рассказе. (ЕГЭ)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.