Содержание
-
1 Анализ поэтического текста по концентрической схеме. По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой «Анализ поэтического текста», Челябинск, «Взгляд», 2004. Презентацию выполнила Даньшина Н.П., Оренбургская область.
-
Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.
2 Тема стихотворения. Жанровая форма(лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.). Модальность(проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
-
Маска неискушенного читателя
3 «Возможно, кто-то, прочитав это стихотворение, недоуменно пожмет плечами, не найдя в нем ничего, кроме незатейливого описания осеннего леса: где же здесь глубокий художественный смысл, где жизнь человеческого сердца, где же тут, наконец, поэзия?» •«Маска» позволяет мотивировать исследование стихотворения, искать весомые аргументы, опровергающие исходную точку зрения.
-
Второй этап-вычленение отдельных компонентов художественной системы.
4 Название. Метрико-строфическая форма. Фоника. Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность. Интонационно-синтаксическая выразительность. Лирический сюжет. Лирический герой.
-
Название стихотворения
5 Разновидности: представляет основную тему или проблему произведения. задает сюжетную перспективу произведения: а)весь сюжетный ряд; б)важнейший с точки зрения развития действия момент; обозначает главных героев; обозначает время и пространство.
-
Метрико-строфическая форма
6 Рифма: параллельная (ААВВ), перекрестная (АВАВ), опоясывающая (АВВА). Рифма: мужская- последний слог в строке ударный ( ), женская – после ударного есть заударный слог ( ). Стихотворный размер: хорей( ), ямб( ); дактиль( ), амфибрахий( ), анапест( ).
-
Фоника
7 По характеру звука: аллитерация (повтор согласного), ассонанс (повтор гласного). По количеству звуков: простые (А…А), сложные (АВС…АВС). По расположению звуков в повторе: анафора (единоначалие А…А…), эпифора (повтор в конце …А…А), стык (…АА…), кольцо(А…-…А).
-
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
8 Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения. Словообразовательная выразительность – экспрессивные возможности приставок, суффиксов, намеренное использование слов определенной части речи.
-
9 Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. Чаще- прилагательные в переносном смысле («очи синие, бездонные»), нередко- существительные («волшебница-зима»), наречия («На севере диком стоит одиноко»), деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»).
-
10 Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно); лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Глаза твои подобны звездам»).
-
11 Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д. «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» (А.Фет). «Лениво дышит полдень мглистый» (Ф.Тютчев).
-
12 Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность м.б. проявлением связи: между содержанием и содержащим: «Ну, скушай же еще тарелочку!»; между автором и произведением: «Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»; между действием и орудием этого действия: «Их села и нивы за буйный набег/Обрек он мечам и пожарам»; между предметом и материалом, из которого предмет сделан: «Янтарь в устах его дымился»; между местом и людьми, находящимися в этом месте: «Вся столица молилась».
-
13 Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… А.Пушкин
-
14 Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю.Лермонтов»; «Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы» (М.Ломоносов).
-
15 Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Мужчина так кричал, что в соседних домах стекла повылетали. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.Некрасов).
-
Интонационно-синтаксическая выразительность
16 Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания. Знаки препинания. Стилистические фигуры – обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя.
-
Стилистические фигуры
17 Риторический вопрос – вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению («Быть или не быть?»). Риторическое восклицание – восклицание, усиливающее эмоциональное восприятие («О, как душа стихает вся до дна!» А.Фет). Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи («Паситесь, мирные народы!/Вас не разбудит чести клич.» А.Пушкин)
-
18 Повторнаиболее значимого слова, звука или предложения. Анафора – единоначалие Лениво дышит полдень мглистый. Лениво катится река. Анадиплосис (подхват)– повтор последнего слова в начале следующей строки. О, весна без конца и без краю- Без конца и без краю мечта! Эпифора – повтор в конце строки.
-
19 Рефрен – повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста (припев в песне). Градация – нагнетание образов, их нарастание или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок) Инверсия – неправильный порядок слов. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. М.Лермонтов. Правильный порядок: одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
-
20 Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова. Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский). Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя. Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… М.Лермонтов.
-
21 Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль. Антитеза – противопоставление. Ученье – свет, а неученье – тьма. Оксюморон – соединение двух противоречащих друг другу понятий, логически исключающих друг друга («горькая радость», «сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).
-
Лирический сюжет
22 Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки. 4 направления развития лирич.сюжета: от гармонии человека и мира к осознанию их дисгармонической обособленности; от дисгармонии к построению гармонии; от гармонии к ощущению еще большей, более глубокой гармонии; от дисгармонии к открытию еще более страшной дисгармонии.
-
Лирический сюжет. Вопросы.
23 Какой жизненный материал используется в стихотворении? Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета? Как соотносятся начало и финал? Тема возвращается к исходной точке? Сюжет обрывается в момент наивысшего развития чувства? Тема остается нерешенной (открытый конец)? •Какие типы речи включены в лирический сюжет? Какова их функция? •На какие этапы можно разделить развитие лирического сюжета?
-
Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.
24 Возможные «маски»: летописец, оратор, судья, менестрель, мечтатель, мыслитель.
-
25 Практические задания для отработки навыков по анализу поэтического текста вы найдете в книгеВ.Н Александрова, О.И.Александровой «Анализ поэтического текста», Челябинск, «Взгляд», 2004. Презентацию целесообразно использовать на обучающих уроках по теории литературы, дополнив ее своими примерами и заданиями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.