Содержание
-
Изобразительно- выразительные средства
-
Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное преимущественное прилагательным. Осеньзолотаяв гости к нам пришла.
-
Метафора – вид тропа, образованного по принципу сходства, средство иносказательной выразительности, скрытое сравнение, при котором один из сравниваемых предметов не назван, но подразумевается. И эти дети гор были необычайно наивны.
-
Метонимия – разновидность метафоры, в которой существует объединение по обобществленному или количественному признаку. Все флаги в гости будут к нам.
-
Синекдоха – разновидность метонимия, определяющаяся по количественному признаку. Прочиталвсего Пушкина. Город спит.
-
Олицетворение – троп, направленный на передачу свойств одушевленного предмета предметам неодушевленным. Ветерпо морю гуляет. Белаяберезапод моим окном принакрыласьснегом…
-
Сравнение – изобразительная конструкция, построенная на смежности качеств и соединенная при помощи сравнительных союзов КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОДОБНО и т.п. Моребушевалоподобно кипящему котлу.
-
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Мы часто говорим: «Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)
-
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
-
Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого – либо явления: Нижетоненькой былиночки надо голову клонить.
-
АНТИТЕЗА – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье –свет, а неученье – тьма.
-
ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.
-
Контекстные синонимы – слова, выполняющие функции синонимов только в конкретном контекстуальном отрывке. Только кочки и буераки указывали направлениетропы. Да и то эта тоненькая ниточкане уводила далеко.
-
Контекстные антонимы – слова, выполняющие функции антонимов только в конкретном контекстуальном отрывке. Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьемтрели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.
-
АНАФОРА – единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. Жаравстала стеной.Жарадушила его своими горячими руками.Жара сводила с ума…
-
Эпифора – единое завершение, повтор слова или группы слов в конце некоторых стихов, строф или фраз.
-
АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор последнего слова(группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать.
-
ИНВЕРСИЯ является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Шлитаким образом мыуже дней пять. Лесза нами темный, мрачный.
-
ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости ( ни позвать, ни крикнуть, ни помочь) или убыванием Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах.
-
Парцеляция – сознательное нарушение границ предложений, направленное на сознательно эмоциональное выделение темы, часто бывает выражена неполными предложениями.. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и жуткий свет.
-
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.
-
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
-
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для названия адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику.
-
Разработал учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 п. Талинка Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области Безруков Д.Н.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.