Презентация на тему "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения" 11 класс

Презентация: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения" помогает формировать умения правильного чтения текста, научить определять тему и проблему текста, формулировать их, научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста, научить комментировать поставленную проблему.

Краткое содержание

  1. Методика работы с текстом
  2. Проблема
  3. Комментарий
  4. Аргументы
  5. Позор

Содержание

  • Презентация: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения
    Слайд 1

    Чтобы научиться писать, надо писать. Д.С.Лихачев

    Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В.Литвинов

  • Слайд 2

    Методика работы с текстом

  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Позор

    (1) Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину.(2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.(6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица.(10) Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало.(13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14) Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах.(16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока русского языка в 11 классе

Автор проекта: Жолобова Ольга Николаевна, учитель категории МАОУ СОШ №17 г.Славянска-на-Кубани

Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе. Тип урока – урок-тренинг

Цели урока: - формирование умения правильного чтения текста;

- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;

- научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- научить комментировать поставленную проблему;

Тема: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения.

Цель:

- формирование умения правильного чтения текста;

- определять тему и проблему текста, формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Эпиграф урока:

Чтобы научиться писать, надо писать.

Д.С.Лихачев.

Сочинение учит думать, учит

понимать жизнь, учит вчиты-

ваться в каждое слово.

В.Литвинов.

Ход урока

1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть урока:

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.

2.Фронтальный опрос класса и заполнение таблицы уточняющими сведениями:

- Что можно назвать текстом?

Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

- Что такое проблема?

- Как выявить проблему?

- Как сформулировать проблему?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблемы могут быть:

- философские;

- социальные;

- политические;

- экологические;

- нравственные.

- Что такое комментарий?

- Каковы типы комментирования?

- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.

Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.

Комментарий:

- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;

- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Вывод: комментарий должен осуществляться с опорой на данный текст.

Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?

Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

- Что такое аргументация?

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.

Аргументы:

- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);

- основанные на личном опыте.

Методика работы с текстом:

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Моя позиция

1-й аргумент

2-й аргумент

Заключение:

Заполняем таблицу теоретическим материалом и выводами.

3. Практическая часть урока: текст А.И.Солженицына высвечивается не экране и одновременно раздается детям.

Восприятие текста:

1. Какое чувство испытывает автор?

(возмущение, стыд за свою Родину)

2. Какая проблема поднимается автором?

(проблема равнодушия)

3. Какие два слова в тексте Солженицын употребляет с большой буквы. Почему.? О чем это говорит.

(Позор велик- потому с большой, Родина - трепетное отношение автора к ней, глубокое уважение.

4. Вы видите, что здесь большую роль играет авторская пунктуация. Назовите авторские слова, которые невозможно обойти?

(безмысло, разора, неотстанное, мелькучих проблем, щедродушных ).

5. Назовите художественные средства :

Равнодушные и скользкие руки…-

Стертые лица…-

Унизительное чувство, неотстанное…-

Роняешься в ночь..-

Листаешь глубь истории…-

Неубитый поиск…-

6. Внимательно первые два абзаца какой звук вы слышите ? Что он вам напоминает? (звук «з», пилы , неприятное ощущение) Аллитерация, звукопись.

7. Кто противопоставлен равнодушным людям ? На кого рассчитывает Солженицын ? Какими качествами Обладает народ?

(чистые помыслы – корыстно правящих, неубитый поиск – стертые лица, щедродушие- равнодушие).

8.От чего зависит равнодушие людей? Каким образом можно изменить жизнь?

5. Раздача текстов группам, идет написание общей работы. Зачитывание текстов , созданных учащимися.

6. Комментирование учителем работ.

7. Подведение итогов урока.

8. Д.работа: написание сочинения на заданную тему.

Позор

(1)Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину. (2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться. (6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица. (10)Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало. (13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14)Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах. (16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.

Конспект урока русского языка в 11 классе

Автор проекта: Жолобова Ольга Николаевна, учитель категории МАОУ СОШ №17 г.Славянска-на-Кубани

Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе. Тип урока – урок-тренинг

Цели урока: - формирование умения правильного чтения текста;

- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;

- научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- научить комментировать поставленную проблему;

Тема: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения.

Цель:

- формирование умения правильного чтения текста;

- определять тему и проблему текста, формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Эпиграф урока:

Чтобы научиться писать, надо писать.

Д.С.Лихачев.

Сочинение учит думать, учит

понимать жизнь, учит вчиты-

ваться в каждое слово.

В.Литвинов.

Ход урока

1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть урока:

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.

2.Фронтальный опрос класса и заполнение таблицы уточняющими сведениями:

- Что можно назвать текстом?

Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

- Что такое проблема?

- Как выявить проблему?

- Как сформулировать проблему?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблемы могут быть:

- философские;

- социальные;

- политические;

- экологические;

- нравственные.

- Что такое комментарий?

- Каковы типы комментирования?

- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.

Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.

Комментарий:

- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;

- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Вывод: комментарий должен осуществляться с опорой на данный текст.

Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?

Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

- Что такое аргументация?

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.

Аргументы:

- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);

- основанные на личном опыте.

Методика работы с текстом:

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Моя позиция

1-й аргумент

2-й аргумент

Заключение:

Заполняем таблицу теоретическим материалом и выводами.

3. Практическая часть урока: текст А.И.Солженицына высвечивается не экране и одновременно раздается детям.

Восприятие текста:

1. Какое чувство испытывает автор?

(возмущение, стыд за свою Родину)

2. Какая проблема поднимается автором?

(проблема равнодушия)

3. Какие два слова в тексте Солженицын употребляет с большой буквы. Почему.? О чем это говорит.

(Позор велик- потому с большой, Родина - трепетное отношение автора к ней, глубокое уважение.

4. Вы видите, что здесь большую роль играет авторская пунктуация. Назовите авторские слова, которые невозможно обойти?

(безмысло, разора, неотстанное, мелькучих проблем, щедродушных ).

5. Назовите художественные средства :

Равнодушные и скользкие руки…-

Стертые лица…-

Унизительное чувство, неотстанное…-

Роняешься в ночь..-

Листаешь глубь истории…-

Неубитый поиск…-

6. Внимательно первые два абзаца какой звук вы слышите ? Что он вам напоминает? (звук «з», пилы , неприятное ощущение) Аллитерация, звукопись.

7. Кто противопоставлен равнодушным людям ? На кого рассчитывает Солженицын ? Какими качествами Обладает народ?

(чистые помыслы – корыстно правящих, неубитый поиск – стертые лица, щедродушие- равнодушие).

8.От чего зависит равнодушие людей? Каким образом можно изменить жизнь?

5. Раздача текстов группам, идет написание общей работы. Зачитывание текстов , созданных учащимися.

6. Комментирование учителем работ.

7. Подведение итогов урока.

8. Д.работа: написание сочинения на заданную тему.

Позор

(1)Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину. (2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться. (6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица. (10)Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало. (13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14)Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах. (16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке