Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения" помогает формировать умения правильного чтения текста, научить определять тему и проблему текста, формулировать их, научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста, научить комментировать поставленную проблему.
Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В.Литвинов
Слайд 2
Методика работы с текстом
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Позор
(1) Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину.(2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.(6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица.(10) Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало.(13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14) Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах.(16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект урока русского языка в 11 классе
Автор проекта: Жолобова Ольга Николаевна, учитель категории МАОУ СОШ №17 г.Славянска-на-Кубани
Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе. Тип урока – урок-тренинг
Цели урока:
- формирование умения правильного чтения текста;
- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;
- научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;
- научить комментировать поставленную проблему;
Тема: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения.
Цель:
- формирование умения правильного чтения текста;
- определять тему и проблему текста, формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Эпиграф урока:
Чтобы научиться писать, надо писать.
Д.С.Лихачев.
Сочинение учит думать, учит
понимать жизнь, учит вчиты-
ваться в каждое слово.
В.Литвинов.
Ход урока
1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.
2. Основная часть урока:
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.
2.Фронтальный опрос класса и заполнение таблицы уточняющими сведениями:
- Что можно назвать текстом?
Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.
- Что такое проблема?
- Как выявить проблему?
- Как сформулировать проблему?
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблемы могут быть:
- философские;
- социальные;
- политические;
- экологические;
- нравственные.
- Что такое комментарий?
- Каковы типы комментирования?
- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.
Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.
Комментарий:
- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;
- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.
Вывод: комментарий должен осуществляться с опорой на данный текст.
Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?
Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
- Что такое аргументация?
Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
Аргументы:
- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);
- основанные на личном опыте.
Методика работы с текстом:
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
1-й аргумент
2-й аргумент
Заключение:
Заполняем таблицу теоретическим материалом и выводами.
3. Практическая часть урока: текст А.И.Солженицына высвечивается не экране и одновременно раздается детям.
Восприятие текста:
1. Какое чувство испытывает автор?
(возмущение, стыд за свою Родину)
2. Какая проблема поднимается автором?
(проблема равнодушия)
3. Какие два слова в тексте Солженицын употребляет с большой буквы. Почему.? О чем это говорит.
(Позор велик- потому с большой, Родина - трепетное отношение автора к ней, глубокое уважение.
4. Вы видите, что здесь большую роль играет авторская пунктуация. Назовите авторские слова, которые невозможно обойти?
8.От чего зависит равнодушие людей? Каким образом можно изменить жизнь?
5. Раздача текстов группам, идет написание общей работы. Зачитывание текстов , созданных учащимися.
6. Комментирование учителем работ.
7. Подведение итогов урока.
8. Д.работа: написание сочинения на заданную тему.
Позор
(1)Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину.
(2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.
(6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица.
(10)Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало.
(13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14)Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах.
(16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.
Конспект урока русского языка в 11 классе
Автор проекта: Жолобова Ольга Николаевна, учитель категории МАОУ СОШ №17 г.Славянска-на-Кубани
Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе. Тип урока – урок-тренинг
Цели урока:
- формирование умения правильного чтения текста;
- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;
- научить выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;
- научить комментировать поставленную проблему;
Тема: Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения.
Цель:
- формирование умения правильного чтения текста;
- определять тему и проблему текста, формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Эпиграф урока:
Чтобы научиться писать, надо писать.
Д.С.Лихачев.
Сочинение учит думать, учит
понимать жизнь, учит вчиты-
ваться в каждое слово.
В.Литвинов.
Ход урока
1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.
2. Основная часть урока:
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.
2.Фронтальный опрос класса и заполнение таблицы уточняющими сведениями:
- Что можно назвать текстом?
Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.
- Что такое проблема?
- Как выявить проблему?
- Как сформулировать проблему?
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблемы могут быть:
- философские;
- социальные;
- политические;
- экологические;
- нравственные.
- Что такое комментарий?
- Каковы типы комментирования?
- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.
Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.
Комментарий:
- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;
- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.
Вывод: комментарий должен осуществляться с опорой на данный текст.
Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?
Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
- Что такое аргументация?
Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
Аргументы:
- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);
- основанные на личном опыте.
Методика работы с текстом:
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
1-й аргумент
2-й аргумент
Заключение:
Заполняем таблицу теоретическим материалом и выводами.
3. Практическая часть урока: текст А.И.Солженицына высвечивается не экране и одновременно раздается детям.
Восприятие текста:
1. Какое чувство испытывает автор?
(возмущение, стыд за свою Родину)
2. Какая проблема поднимается автором?
(проблема равнодушия)
3. Какие два слова в тексте Солженицын употребляет с большой буквы. Почему.? О чем это говорит.
(Позор велик- потому с большой, Родина - трепетное отношение автора к ней, глубокое уважение.
4. Вы видите, что здесь большую роль играет авторская пунктуация. Назовите авторские слова, которые невозможно обойти?
8.От чего зависит равнодушие людей? Каким образом можно изменить жизнь?
5. Раздача текстов группам, идет написание общей работы. Зачитывание текстов , созданных учащимися.
6. Комментирование учителем работ.
7. Подведение итогов урока.
8. Д.работа: написание сочинения на заданную тему.
Позор
(1)Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину.
(2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих Ее жизнь. (3) В каких заносчивых, или коварных, или стертых лицах видится Она миру.(4) Какое тленное пойло вливают Ей вместо здравой духовной пищи. (5) До какого разора и нищеты доведена народная жизнь, не в силах взняться.
(6) Унизительное чувство, неотстанное. (7) И- не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, повседневные, от мелькучих обстоятельств. (8) Нет, это – постоянный, неотступный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. (9) И даже через смерть, освобождающую нас от огорчений личных,- от этого Позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, а ты же – их частица.
(10)Листаешь, листаешь глубь нашей истории, ищешь ободрения в образцах. (11) Но и знаешь неумолимую истину: бывало, и вовсе гибли народы земные. (12) Это- бывало.
(13) Нет, другая глубь- той четверть- сотни областей, где побыл я,- вот та дышит мне надеждой: там видел и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых, щедродушных, родных людей. (14)Неужель не прорвут эту черту обреченности.? (15) Прорвут! Еще- в силах.
(16) Но Позор висит и висит над нами, как желто- розовое облако газа, - и выедает наши легкие. (17) И даже сдув его прочь- уже никогда не уберем его из нашей истории.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.