Содержание
-
Презентация интегрированного урока
-
Об авторе
Карпенко Татьяна Николаевна, учитель литературы и православной культуры. Учитель высшей категории, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №41 города Белгорода. Домашний адрес: 308013 г. Белгород, ул. Почтовая, д. 74, кв. 48 Т. (4722) 56-91-97; м. т. 8-908-782-21-54
-
Разработка интегрированного урока.Православная культура и литература, 7 класс
Письменная литература Древней Руси. Житийный жанр. «Житие великого князя Александра Невского»
-
Тема урока
Стилистический параллелизм библейских образов и образа «храброго, благоверного и великого князя Александра Невского»
-
Теоретические понятия и персоналии
Духовная культура Житие Монах - летописец Хан Батый Золотая Орда Кираса Вера Христианские идеалы Лик Канонизация Схима – обет затворничества Исайя – пророк Соломон Иосиф Прекрасный Манна небесная Святая Троица Самсон
-
Работа в группах:
1группа - Археографы 2группа - Чтецы 3группа - Литературоведы
-
Цели урока:
дать понятие о древнерусской литературе, о жанре жития; показать, как раскрывается в произведении образ идеального воина-героя, защитника Родины князя Александра Невского; подчеркнуть одну из основных особенностей жанра жития: создание фона вечности через использование многочисленных цитат и сравнений из Библии; развивать монологическую (устную и письменную) речь учащихся; воспитывать чувство гордости за свое Отечество.
-
Эпиграф
Святые угодники Божии, совершив в своей земной жизни высший нравственный идеал, показывают пример, как надо переживать тяжелые испытания, оставаясь верными христианским идеалам.
-
Понятию гениальности в культуре соответствует в религии святость. Г.П.Федотов, историк и религиозный философ 20 века
-
Творческий тренинг
Притча дня «Книга воина света» Пауло Коэльо
-
Воин света…Кто он?
Воин света - тот, кто способен постичь чудо жизни, бороться до конца за то, во что верует. И, хотя никто не считает себя воином света, каждый может стать им. Пауло Коэльо
-
Задание:
прослушать притчу ( читает учитель); придумать заголовок; определить основную идею и сформулировать мораль
-
Пауло Коэльо «Книга воина света»
Научившись владеть мечом, воин света приходит к выводу, что ему требуется полное вооружение и, значит, без доспехов не обойтись. Он отправляется на поиски, и торговцы предлагают ему свой товар. «Возьми кирасу одиночества»,- говорит один. «Прикройся щитом цинизма»,- перебивает другой. «Лучшие доспехи ни во что не ввязываться»,- утверждает третий. Но воин остается глух к этим речам. Бестрепетно и невозмутимо следует он к тому месту, которое священно для него, и облекается в неразрушимый покров веры.
-
Работа над содержанием притчи
Возможное название: «Нерушимый покров веры» Идея: истоки веры Воин Света находит в священном для себя месте. Мораль: вера охранитот любых ударов и превратит отраву в чистейшую влагу.
-
Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи
Что вы понимаете под словом «вера»? Объясните метафоры: «возьми кирасу одиночества», «прикройся щитом цинизма», «лучшие доспехи ни во что не ввязываться», «облекается в неразрушимый покров веры». Что это за место, которое священно для воина света?
-
Итоги тренинга и задание на перспективу:
Текстовое моделирование по теме «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.
-
Слово археографам
Слово «житие» пришло на Русь из Византии вместе с принятием христианства и стало основным жанром, в котором нашли отражение духовные идеалы Древней Руси: устремленность к предельному совершенству, к духовным истинам, к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле
-
Житиекак жанр
В «Житиях» описывалась земная жизнь святых, славилось их беззаветное сподвижничество в распространении православной веры, их мудрость, благочестие, их любовь к Богу и любовь Бога к ним самим.
-
Слово литературоведам.Правила и каноны создания жития
-Агиограф(автор жития) обязан был следовать целому ряду правил: Композиция должна быть трёхчленной: вступление; рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти; похвала; Довольно часто к житию присоединялось и описание чудес. Тема жития высокая - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу. Стиль повествования - высокий, торжественный, несколько учёный, насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнениями и параллелями из византийских житий.
-
Слово учителю
Один из ярких образов жанра жития - образ князя- спасителя, способного не только силой, но и мудростью своей спасти Русь от иноземных захватчиков. Одним из первых примеров жития святого героя служит «Житие великого князя Александра Невского»
-
Слово археографам
Историческая справка об Александре Невском(по материалам учебника В.Д.Скоробогатова «Православная культура», 7 класс, § 5.2, стр.176-177)
-
Слово учителю
Обратимся к тексту «Жития…». Прослушайте вступление и скажите, какими эпитетами награждает себя автор, приступая к «описанию жития святого князя Александра»? Чтение учителем « вступления» и краткая беседа. Возможный ответ учащихся на поставленный вопрос: -Автор говорит о себе, что он «жалкий, многогрешный, недалекий умом». -Почему?
-
Слово литературоведам
По сравнению со своим идеальным героем автор осознает собственные греховность и ничтожность и преклоняется перед праведной жизнью святого.
-
Работа над образом князя Александра
Прослушайте описание портрета князя Александра, данного в начале основной композиционной части «Жития…», и обратите внимание на использованные автором библейские образы. Что вы знаете о них из преданий Ветхого завета и какова цель введения их в повествование?
-
Образ А. Невского в живописи
-
Цитата из текста «Жития…»
« Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава , и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину – не без Божьего повеления было княжение его.
-
Портрет Александра
«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».
-
Слово археографам
В тексте встретись библейские имена: Исайя- пророк, Иосиф, Самсон, Соломон. Все они введены в текст не случайно.
-
Библейская справка.Исайя-пророк
Господь призвал его особенным видением: ангел притронулся ко рту Исайи горячим углем с жертвенника и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим, и отнимет беззакония твои, и грехи твои очистит». После этого послал Исайю учить народ еврейский. Параллель В «Житии…» автор как бы сразу утверждает, что княжить Александр стал по воле Божией (как Исайя – пророк), поэтому Господь всегда и во всем будет ему помогать.
-
Исайя - пророк
-
Библейская справка. Иосиф Прекрасный
Один из двенадцати сыновей Иакова, самый добрый, послушный и благочестивый, отличавшийся необыкновенной красотой. Параллель Автор подчеркивает яркую внешнюю красоту князя.
-
Библейская справка.Самсон
Библейский персонаж, обладавший неимоверной силой, которая заключалась в его волосах. Параллель Автор сравнивает физическую силу князя с « неимоверной силой» библейского персонажа.
-
Библейская справка Царь Соломон
По воле господа, Соломон был «и мудрее, и богаче, и могущественнее всех других царей». Все эти библейские параллели указывают прежде всего на совершенство образа русского князя, святого Александра Невского
-
Понятие о святости
Святой – человек идеально положительный, воплощение всех возможных христианских добродетелей, образец праведной жизни и носитель чудодейственной силы
-
Слово археографам
Трудно было ладить князю с вольными и непокорными новгородцами. А Земля Русская находилась тогда под властью татар, которые не считали за грех мучить людей другой веры. Александр понимал, что силой ничего не возьмешь, надо было спасать отечество покорством и хитростью
-
Цитата из текста «Жития…»
«Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: « Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему…»
-
Слово литературоведам
Принимая это решение, Александр прислушался к словам митрополита Кирилла, который посоветовал князю поклониться Орде и принять ее помощь против ливонских рыцарей.
-
Слово митрополита
«… Вместе с Ливонским орденом к нам придет чужая вера – она разъест страну, как моль - рубаху. Орда же посягает только на земные сокровища, не навязывая покоренным народам своих языческих богов. Если ты хочешь, чтобы родная земля и впредь оставалась освященной, честной, православной, смири гордость и подчинись Батыю. Только так ты сохранишь Русь. Ежели кто ценой отречения от святынь купит себе свободу – он не удержит ее. Но тот, кто сохранит веру, вернет себе и волю, и земной почет».
-
Слово литературоведам
И много раз ездил князь в Орду татарскую унижаться и вымаливать у хана прощение, когда тот за что-либо гневался, и хан милостиво относился к нему.
-
Вывод:
Смирение гордыни считается одним из высших нравственных христианских подвигов, поэтому князь Александр Невский стал святым благоверным воином- покровителем Руси.
-
В битвах со шведами…
« И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую…и перебил их князь бесчисленное множество…».
-
Битва на Неве
-
Слово литературоведам
Великий князь одержал блестящую победу над шведами на берегах Невы и отсюда получил наименование «Невского»
-
В битве с ливонскими рыцарями
-
Ледовое побоище
-
Похвала святому
Самой трудной в литературном отношении является последняя композиционная часть «Жития…»- похвала святому. «Это возвышенные, учёные, построенные по строгим правилам красноречия размышления о значении деяний святого, восторженное восхваление его подвигов».
-
Рефлексия
Закончи предложение: Сегодня на уроке я понял, что… Прочитав «Житие великого князя Александра Невского», я понял,что нашему современнику особенно важно…
-
Домашнее задание
Задание дифференцированное (по группам) 1.Составление цитатного плана «Жития…» 2. Письменный ответ на вопрос: «Что общего ты видишь между воином света, героем книги современного португальского писателя Пауло Коэльо, и древнерусским воином, святым Александром Невским? 3.Текстовое моделирование по теме: Используя мораль притчи в качестве тезиса и вывода, напишите свой вариант притчи, определив главным ее героем благоверного и великого князя Александра Невского.
-
Информационное обеспечение урока
УМК «Православная культура» 7-8 классы(авторы В.Д.Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н.Кобец). Мультимедийное приложение к УМК ( «Глоссарий», «Персоналии» ), Ульяновск, 2006; Древнерусская литература Книга для чтения. 5-9 классы, М.,1993; Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1991 Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс, М., 2006 Пауло Коэльо «Книга воина света», ООО ИД «София»,2006 Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе,7 класс., М.,1996.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.