Содержание
-
. "Жил-был сказочник"
-
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Х.К.Андерсена, учить правильной речи, выразительному чтению, развивать у учащихся любовь к книгам. Ход урока: - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном сказочнике – Х.К.Андерсене, вспомним героев его сказок, отправимся в волшебный мир его добрых, веселых и грустных историй. Вопросы к классу: -Ребята, а вы любите читать? А сказки вы любите? Вы уже знаете, что сказки бывают литературные? Приведите примеры таких сказок. Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном авторе литературных сказок - Х.К.Андерсене. Урок наш называется «Любимые сказки Андерсена». Эпиграфом к уроку я взяла слова самого сказочника: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Андерсен родился 2 апреля, и этот день отмечают как Международный день детской книги. Родился он в маленькой скандинавской стране Дании. Послушайте стихотворение Х.К.Андерсена «Дания – моя родина» В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало: На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя… Люблю тебя, родных морей волна, Люблю я вас, старинные курганы, Цветы садов, родных лесов поляны, Люблю тебя, отцов моих страна!
-
- Сегодня самая престижная премия в области детской литературы носит имя Андерсена. Часто ее называют «Малой Нобелевской». Она присуждается лучшим детским писателям и художникам один раз в два года. - Ребята, а вы любите сказки Андерсена? Тогда послушайте сказку.( заранее подготовленный учащийся читает сказку «Принцесса на горошине». - Как называется сказка? А давайте проверим, как вы знаете другие сказки этого сказочника: О ком говорится в следующих строчках: «Другие сестры украшали свой садик самыми разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце цветы да прекрасного мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля». (Русалочка). «В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, потом осторожно притворяет дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Оле-Лукойе из одноименной сказки.) Сегодня он пришел на встречу с вами. Входит Оле-Лукойе. Он рассказывает об Андерсене:
-
Когда Андерсен появился на свет в маленьком городке Оденсе, гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло. В детстве он мечтал стать актером, сочинял пьесы для театра, мастерил кукол. Потом его обуяла жажда странствий. Двадцать девять раз покидал он пределы родины, отправляясь в путешествия. Рассказывают, что, будучи в Шотландии, он забыл в гостинице трость. Хозяин привязал к ней записку с адресом «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену». И представьте себе, на почте приняли трость и доставили рассеянному хозяину. Рассказ ученика: Свою автобиографию Андерсен назвал «Сказки моей жизни». Но не только жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предмет или явление рассказывали ему свою историю. А он пересказывал ее своим читателям. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка – стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу и смотрит в море. Датчане чтят и помнят своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагине в королевском саду стоит памятник писателю. А в родном городе Оденсе, в саду, как его еще называют, Андерсена, или в саду сказки, стоит памятник писателю и скульптура «Дикие лебеди» созданная по мотивам его одноименного произведения.
-
А сейчас послушайте… «Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькою, голубые фиалки матрацем, а лепестки розы одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а по краям тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, а у самого края плавал большой лепесток тюльпана. На нем Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую, вместо весел у нее были два белых конских волоса. Все это было прелесть как мило! Дюймовочка умела петь, такого нежного красивого голоска никто еще не слыхивал!» Много трудностей пришлось перенести маленькой нежной девочке после того, как старая гадкая жаба унесла ее, чтобы выдать замуж за своего сына.
-
- Итак, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. 1.Кому стало ужасно жалко, что такой маленькой девочке придется идти жить к старой жабе в болотную тину? (Рыбки пожалели Дюймовочку и избавили ее от этой участи.) 2. Кому очень понравилась Дюймовочка, когда она плыла на листке все дальше от жабы? (Птичкам и прелестному белому мотыльку.) 3. Кто унес девочку на дерево? (Майский жук). 4. Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая охотница». (Полевая мышь). 5. Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно? (Богатый и ученый крот в бархатной шубе, за которого должна была выйти замуж Дюймовочка
-
6. Кого Дюймовочка спасла от гибели? (Замерзшую ласточку). 7. Кто снял золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, как ее зовут, и хочет ли она быть его женой. (Король эльфов.) -Вот так неожиданно заканчивается сказка о маленькой храброй девочке. Майя – это настоящее имя, а Дюймовочка – прозвище. Но сам Андерсен назвал девочку Томмелисе, то есть Лисе величиной с дюйм. Дюймовочкой ее назвали уже при переводе сказки на русский язык. Это связано для нас с чем-то маленьким, нежным , ласковым. - А сейчас, ребята, я вам буду показывать ряд слов, а вы попробуйте вспомнить, к какой сказке они относятся. 1группа: дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. 2 группа: трава, жаба, крапива, карусель, терпение. 3 группа: солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза. Чтение отрывка из сказки: «Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо - ну прелесть что за солдаты! «Стойкий оловянный солдатик».
-
Вы помните, ребята, что все солдатики, подаренные мальчику на День рождения, были совершенно одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним , и олова немножко не хватило. Но он-то как раз и оказался самым замечательным из всех. Сказка закончилась печально. Плохо. «Наверное, Тролль это все подстроил! – думал о своих злоключениях стойкий оловянный солдатик. Помните, ребята, маленького черного Тролля из табакерки? А как вы себе его представляете? - А хотелось бы вам придумать другой конец сказки. Давайте пофантазируем. (Ребята предлагают свои варианты сказки).
-
А сейчас посмотрите отрывок из сказки Андерсена: «Соловей». Вывод по уроку. Задание на дом: Нарисовать иллюстрацию к сказке Андерсена «Соловей». И ответить на вопросы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.