Содержание
-
Поэты «Серебряного века»
Анна Андреевна Ахматова Выполнила: ученица 11 класса МОУ Огорской СОШ Шаповалова Екатерина
-
Начало XX века в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” — вслед за “золотым”, пушкинским. Серебряный век отмечен совокупностью феноменальных поэтических талантов. Это — период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характерных черт последнего — стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач, при этом новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением.
-
Многое в творческой судьбе Анны Ахматовой предопределило тяготение к классически-строгой и гармонично-выверенной традиции русской поэзии XX века. И прежде всего, огромное значение в формировании Ахматовой как поэта имело ее классическое образование, детство, проведенное в Царском Селе, воспитание, данное в лучших традициях русской дворянской культуры. Царское Село — маленький город, где взросло так много больших поэтов. Его воздух пронизан поэзией Пушкина, Державина, Тютчева:Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть... Этим двустишием Ахматова сближает себя и тех, чьим гением творилась русская классическая поэтическая традиция. Биография Анны Андреевны Ахматовой
-
Семья Анны Андреевны Ахматовой
Н. С. Гумилев, сын Анны Андреевны, А.А.Ахматова
-
Основные периоды творчества А.А.Ахматовой
Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу. Послереволюционное двадцатилетие. «Третья слава» Ахматовой
-
I.Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу.
Вхождение Анны Ахматовой в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее формировании знал, может быть, ее муж, Николай Гумилев. Ахматова почти не прошла школу литературного ученичества и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Хотя путь предстоял долгий и трудный. Ее первые стихи в России появились в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем вышел и поэтический сборник «Вечер».
-
II.Послереволюционное двадцатилетие.
Лирика послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась,вбирая в себя новые и новые, ранее не свойственные ей области, а любовный роман, не перестав быть главенствующим, все же занял в ней лишь одну из поэтических территорий. Однако инерция читательского восприятия была настолько велика, что Ахматова и в эти годы, когда обратилась к гражданской, философской и публицистической лирике, большинством воспринималась исключительно как художник любовного чувства. Но это было далеко не так.
-
III.«Третья слава» Ахматовой
«Третья слава» Ахматовой наступила после смерти Сталина и длилась лет десять. (Анна Андреевна еще успела застать начало новой к ней подозрительности, длившейся два десятилетия). Это была слава не только всесоюзная, но и зарубежная. Ей вручена была в Италии литературная премия «Этна- Таормина», и в Англии присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета. В то время Анна Андреевна охотно общалась с молодой поэзией, и многие ее представители побывали у нее и читали ей свои стихи .
-
«…Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.»А. Ахматова
-
Лирика Ахматовой развивает традиционные темы:
-
Тема - любовь
Любовь - самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувств. Любовные мотивы в лирике Ахматовой представлены во всем их многообразии: встречи и разлуки, измены и ревность, самопожертвование и эгоизм любящих, безответная страсть и мучительное счастье взаимности. Для Ахматовой, как некогда для Тютчева, любовь — это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями: Их съединенъе, сочетанъе, И роковое их слиянье, И... поединок роковой. Особенности любовной лирики: использование сравнений; параллель с состоянием природы; передача чувств с помощью символов, деталей; все чувства на показ; психологическая глубина.
-
ЛюбовьТо змейкой, свернувшись клубком,У самого сердца колдует,То целые дни голубкомНа белом окошке воркует,То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкояНо верно и тайно ведет От радости и от покоя.Умеет так сладко рыдатьВ молитве тоскующей скрипки,И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке.24 ноября 1911 Царское Село
-
Сердце к сердцу не приковано,Если хочешь- уходи.Много счастья уготовано Тем кто волен на пути.Я не плачу, я не жалуюсь,Мне счастливой не бывать.Не целуй меня, усталую,-Смерть придет поцеловать.Дни томлений острых прожитыВместе с белою зимой.Отчего же отчего же тыЛучше, чем избранник мой?Весна 1911
-
Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет. И эту песню я невольно Отдам за смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.
-
Тема - природа
В стихотворениях Ахматовой не так много пейзажных описаний. Их особенности: состояние природы отражает внутреннее состояние лирического героя; пейзаж обычно лишь фон, лишь повод для рассуждения, для описания душевного состояния; использование излюбленного мотива классической поэзии -параллелизм происходящего в душе и природе.
-
Память о солнце в сердце слабеет.Желтей трава.Ветер снежинками ранними веет Едва-едва.В узких каналах уже не струится – Стынет вода.Здесь ничего никогда не случится,-О, никогда!Ива на небе пустом распластала Веер сквозной.Может быть, лучше, что я не сталаВашей женой.Память о солнце в сердце слабеет.Что это? Тьма? Может быть !..За ночь прийти успеет Зима.30 января 1911 Киев
-
Молюсь оконному лучу –Он бледен, тонок, прям.Сегодня я с утра молчу,А сердце – пополам.На рукомойнике моем Позеленела медь.Но так играет луч на нем,Что весело глядеть.Такой невинный и простойВ вечерней тишине,Но в этой храмине пустойОн словно праздник золотойИ утешенье мне.3 ноября 1910 Киев
-
Тема-поэт и поэзия
Поэт и поэзия — тема, довольно распространенная. На эту тему любили размышлять русские лирики, ведь “поэт в России больше, чем поэт”. В творчестве А.А.Ахматовой эта тема приобрела особое своеобразие. Она пишет о приходе музы, о встрече и разговоре с ней.
-
Уединение Так много камней брошено в меня, Что ни один из них не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Взлетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанною мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. 6 июля 1914 Слепнево
-
Муза ушла по дорогеОсенней, узкой, крутой,И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой.Я долго ее просила Зимы со мной подождать,Но сказала:»Ведь здесь могила,Как ты можешь еще дышать?»Я голубку ей дать хотела,Ту, что всех в голубятне белей,Но птица сама полетелаЗа стройной гостьей моейЯ, глядя ей вслед, молчала,Я любила ее одну,А в небе заря стояла,Как ворота в ее страну. 15 декабря 1915Царское Село
-
Тема - Гражданская лирика
Гражданская лирика — неотъемлемая часть творчества Ахматовой. Противопоставления “поэт” и “гражданин” для нее просто не существовало: поэт изначально должен быть со своей страной, со своим народом. Поэт “всегда с людьми, когда шумит гроза”, и этот тезис своего предшественника Ахматова подтверждает всем творчеством. Слова, призывающие героиню бросить свой край, “глухой и грешный”, оцениваются ею как недостойные высокого духа поэзии. Для Ахматовой, унаследовавшей великую традицию русской классики, веление долга превыше всего.
-
Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. Я говорю: «Твое несу я бремя Тяжелое, ты знаешь, сколько лет». Но для нее не существует время И для нее пространства в мире нет. И снова черный масленичный вечер, Зловещий парк, спокойный бег коня И полный счастья и тяжелый вечер, С небесных круч слетевший на меня. Но зоркой надо мною и двурогий Стоит свидетель. О! туда, туда, Туда по Подкапризовой Дороге, Где лебеди и черная вода. 3 ноября 1936
-
Тема - жизнь
О жизни Ахматова пишет естественно и понятно. Она не выплескивает на читателя свои эмоции, не обнажает душу в порыве чувств, а “просто, мудро” повествует о пережитом. Особенности лирики: Чувство меры; Сдержанность; строгая законченность мысли. Все это характеризует лучшие образцы русской классической поэзии А.А.Ахматовой.
-
Ведь где- то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, теплый и веселый… Там с девушкой через забор сосед Под вечер говорит, и слышат только пчелы Нежнейшую из всех бесед. А мы живем и торжественно и трудно И чтим обряды наших горьких встреч, Когда с налету ветер безрассудный Чуть начатую обрывает речь Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный. 23 июля 1915 Слепнево
-
Я научилась просто, мудро жить,Смотреть на небои молиться Богу,И долго перед вечером бродить,Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухиИ никнет гроздь рябины желто-красной,Слагаю я веселые стихиО жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладоньПушистый кот, мурлыкает умильней,И яркий загорается огоньНа башенке озерной лесопильни.Лишь изредка, прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.Май 1912 Флоренция
-
Заключение.
Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была прежде всего любовная лирика. Она действительно вписала в Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величавой психологической глубиной и точностью.
-
Ахматовская поэзия оказалась явлением не только живым и развивающимся, а еще и органически связанным с национальной почвой и отечественной культурой. Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связанности с многослойной твердью национальной культуры помогали поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы. Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской и мировой культуре.
-
А.А.Ахматовой возведено множество памятников, что говорит о ее известности и славе
Памятник А.А.Ахматовой в Москве Памятник А.А.Ахматовой в Питере Памятник А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилеву
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.