Содержание
-
АРХЕТИП ЛАСТОЧКИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнила: Чучкалова А.С. Класс: 10А ГБОУ СОШ №17 Научный руководитель: Юренкова Любовь Федоровна
-
Оглавление
Введение Глава 1. Обзор литературы по теме Глава 2. Особенности русской лирики первой половины XIX века Глава 3. Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века 3.1. Ласточка как символ прихода весны 3.2. Ласточка как символ воли и свободы 3.3. Ласточка как предвестник надвигающейся беды 3.4. Ласточка как символ уюта 3.5. Ласточка как символ жизни и души человека 3.6. Ласточка как образ умершего человека 3.7. Ласточка – болтушка Заключение
-
Введение
Гипотеза: следует предположить, что в ходе работы будет выявлено большое разнообразие смыслов, связанных с образом ласточки в различных поэтических произведениях русских поэтов-классиков. Цель работы состоит в том, чтобы определить архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века.
-
Глава 1. Обзор литературы по теме
ВЫВОД: в данных работах рассмотрены пути развития русской литературы в целом, дан подробный анализ произведений, исследован образ ласточки в произведениях поэтов разных веков, но не рассмотрен архетип ласточки в русской лирике первой половины XIX века, в этом заключается новизна данного исследования
-
Глава 2.Особенности русской лирики первой половины 19 века
ВЫВОД: В первые десятилетия XIX в. происходит постепенный отход от идей классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.
-
Глава 3.Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX века
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы, взяв на себя центральные темы — любви, смерти, свободы, творчества. В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки.
-
3.1. Ласточка как символ прихода весны
В русской поэзии образ ласточки метафорически соотносился с весенним пробуждением природы и юностью. Ласточка как образ весны встречается и в других произведениях русских лириков начала 19 века. Ласточка представляется нам вольной птичкой, вьющейся к окну, щебечущей сладкие песни
-
3.2Ласточка как символ воли и свободы
Свободный, никем не ограниченный полет, возможность улететь в далекие края – все это способствует восприятию образа ласточки как символа вольной и свободной жизни.
-
3.3 Ласточка как предвестник надвигающейся беды
Иногда образ ласточки используется поэтами-лириками как символ надвигающейся беды. Скорее всего, это вытекает из народных примет и поверий. Так, низко летающие ласточки – к дождю, а ласточка, влетевшая в окно – к скорой смерти.
-
3.4 Ласточка как символ уюта
Ласточка во все времена воспринималась как символ домашнего уюта. Она в отличие от других птиц живет с человеком под одной крышей. Ласточки как заботливые родители, с утра и до позднего вечера кормят своих малышей. Такой образ домовитой, трудолюбивой птички, живущей очень близко с человеком, созвучен домашнему уюту.
-
3.5 Ласточка как символ жизни и души человека
Ласточка всегда воспринималась как божья птичка. Ей доступно то, что недоступно человеку, — она способна подниматься высоко над землей и видеть с высоты “всю вселенну”. Близость к богу дает поэтам возможность проводить параллель между образом ласточки и душой человека.
-
3.6 Ласточка как образ умершего человека
Ласточку, живущую с человеком, но имеющую возможность улетать в далекий неизведанный мир, часто сравнивают с душой умершего человека.
-
3.7 Ласточка – болтушка
Вызывает удивление сравнение ласточки с болтливой женщиной. Что мне делать с тобой, докучная ласточка!Каждым утром меня — едва зарумянитсяНебо алой зарей и бледная Цинтия Там в туманы покатится, —Каждым утром меня ты криком безумолкнымБудишь, будто назло!
-
ВЫВОД: Образ ласточки у поэтов-лириков первой половины XIXвека очень разнообразен. Чаще всего он ассоциируется с приходом весны, пробуждением ото сна, надеждами на перемены к лучшему.
-
Заключение
В лирических произведениях первой половины XIXвека образ ласточки довольно разнообразен. Она может быть как главным действующим лицом, так и второстепенным. С ее образом устойчиво связан образ прихода весны, надежда на грядущие перемены, он символизирует волю и свободу. От образа ласточки веет душевностью и теплотой.
-
Список использованных материалов и литературы
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии Л., «Художественная литература», 1973. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980. Гура А.В. Ласточка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 2002 Жуковский В.А. Лирика. Русская литература XIX века. М., 1997. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX—XX вв. Вып. 1: Птицы. М.: Языки русской культуры, 2000. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развития стиля и жанра. Современник. М., 1978 Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М., 1967. Т. 1 Лермонтов М.Ю. Поэмы. Детская литература. М.,1970. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: ИРЯ РАН, 1995. Пушкин А.С. Сочинения. Том 1. М., Государственное издательство художественной литературы, 1962. Сурут И. Три века русской поэзии. «Новый мир», 2007, № 4. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000.
-
Спасибо За Внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.