Содержание
-
Литература конца XIX - начала XX века
-
Цель: - познакомиться с особенностями русской литературы рубежа веков. Задача: - понять закономерности историко-литературного процесса.
-
Черты русской литературы.
Литературу творят художественные гении. Гении всегда прокладывают новые пути: гений творит новые формы. Конец XIX века в русской литературе стал торжеством нового романа и новой драматургии. Демократизм литературы. Высокая идейность литературы. Просветительская миссия литературы.
-
-
Историко-литературный процесс конца XIX-начала XX века.
два типа развития: 1. В русле уже сложившихся традиций (Тургенев, Гончаров, Островский). 2. Протуберанцы, громадной силы творческие взрывы, катаклизмы, рождающие совершенно новые литературные формы (роман или драма). Только с Толстым и Достоевским русский роман покорил Европу, а затем и весь мир; только Чехов совершил переворот в драматургии, который до сих пор ощущается как непрекращающийся новаторский поиск.
-
Крепостная Россия Выходит С короткой приструнки И зовётся Россиею после реформ… Б Пастернак
-
Литература и искусство развивались под воздействием надвигающейся трагедии
-
Шла бурная переоценка ценностей. Рождались новые идеалы.
В русской литературе возникают новые явления, которые выражали духовный кризис общества, вызванный трагическими последствиями первой русской революции и наступлением полосы жестокой реакции.
-
Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены определяли общественную атмосферу. Писатели искали пути улучшения жизни в идеалистических учениях, культуре, эстетике, нравственности, духовном возрождении людей. Их внимание привлекает мир человеческой личности, постижение собственного «я». Пытаясь понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, многие обращались к религии и мистике как способам познания мира. Эти явления в различных направлениях литературы и искусства, отмеченные настроением упадка и безнадежности, получили общее наименование - декадентство.
-
ДЕКАДЕНТСТВО«упадочный»
Декадентство [от франц. decadent — упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia — падение] — 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. 2. Модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся утончённым эстетизмом, индивидуализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
-
Для писателей-декадентов характерно эстетическое неприятие окружающей жизни, уход в мир отдельной личности, иногда пессимизм и в то же время высокая культура, утонченность, поиск новых поэтических форм.
-
Рамон Касас. Юная декадентка. 1899
-
Валерий Брюсов. Михаил Врубель Константин Бальмонт. Валентин Серов Макс Волошин. Борис Кустодиев Вячеслав Иванов. Константин Сомов Андрей Белый. Лев Бакст Александр Блок. Константин Сомов (1907) Дмитрий Мережковский Зинаида Гиппиус
-
Представители декадентства отрицали возможность революционного пути развития страны. Им были свойственны проповедь «искусства ради искусства», крайний индивидуализм, вражда ко всему прогрессивному.
-
Модернизм
(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
-
Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
-
Декадентские и модернистские направления в литературе
Символизм Акмеизм Имажинизм Футуризм
-
Связь литературы ХХвека с литературой XIX века
Патриотизм Гуманизм «Народность» литературы
-
ПАТРИОТИЗМ -
(греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
-
НАРОДНОСТЬ -
отражение искусством жизни, творчества народа Пушкин был одним из первых, кто определил народность литературы. "С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность… — писал он. — Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком… Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу."
-
Гумани́зм
(от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
-
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ:
- Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм. - Приведите примеры произведений, в которых раскрывается проблемы народности и гуманизма.
-
. Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе, и не случайно уже в «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов. Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного у Радищева. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия. В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах. Н.В.Гоголь « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах? Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
-
Патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера. Таковы, например, образ Татьяны у Пушкина, образ Катерины у Островского, хотя и на них лежит трагическая печать неосуществленности, непроявленности богатых душевных возможностей. Уходя от действительности, русская литература обращалась к мечте, воплощая в образах то, что еще смутно брезжило в жизни,- протест, стремление к борьбе, пафос свободы. Романтические образы Мцыри и Калашникова в эпоху николаевской реакции внушали читателю веру в человека, в его силу, стойкость и мужество и предсказывали появление таких людей в самой жизни. Борьбу за нового человека русская литература вела и на путях реализма, и на путях революционного романтизма.
-
Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом. «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков. Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине». С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ.
-
Мощный подъем русской литературной классики конца ХIХ-начала XX века был остановлен катастрофой 1917 года и последующими событиями. Волны кровавого террора обрушились на русскую культуру, ее развитие было насильственно прекращено. Поступательное движение оказалось возможным только в эмиграции. «Чужая" земля, хотя достижения в "далеких берегах", подобные творчеству И. Бунина или Вл. Набокова, свидетельствовали все еще о живом и благотворном влиянии недавней русской литературной традиции.
-
Практическая работа. Сопоставление текстов произведений, относящихся к разным литературным направлениям. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. (В.А.Жуковский. Море) Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. (Н.М.Языков) Чудесный жребий совершился; Угас великий человек. В неволе мрачной закатился Наполеона грозный век. (А.С.Пушкин)
-
- Укажите так называемые «вечные» темы и проблемы русской литературы. - Чем осложнялось развитие литературы рубежа веков?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.