Содержание
-
«Басня и баснописцы»
Презентация составлена учителем начальных классов ГБОУ Школа №1279 г. Москвы Савиной Еленой Сергеевной 2016 год
-
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
-
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
-
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
-
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе
-
Басня Эзопа «Лисица и виноград»
«Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Мораль Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
-
Жан де Лафонтен
Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
-
«Виноградник и олень» Ж. Лафонтен
В один несчастный день Олень, Благодаря густому винограду, Нашёл себе спасенье и ограду: Он за листвой Его густой Невидим был охотничьему взгляду! Опасность минула... И вот, Мой скот Давай, без всякого смущенья, Глодать кору и листву огражденья. Поднял он шум такой, Что все охотники толпой Назад вернулись и Оленя Убили из ружья без сожаленья. "И поделом! — Сказал безумец, умирая. — Я оскорбил меня же спасший дом, Его услугу забывая!" Не забывай И отдавай Тому почтенье, В ком ты нашёл защиту и спасенье!
-
Мораль басни
О неблагодарности и последствиях этого. Надо оставаться благодарным всем тем, кто нас спас и выручил из неприятности.
-
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
-
Иван Андреевич Крылов
Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
-
БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. У сильного всегда бессильный виноват. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. Ах, Моська! Знать она сильна Что лает на Слона!
-
Свинья под Дубом. Свинья под Дубом вековым Наелась жёлудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. « Ведь это дереву вредит,- Ей с Дуба Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет, - говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею». « Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы в верх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут». _______________________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
-
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.
-
«ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО» С.В.Михалков
Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшине. И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час – Бултых в кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане!.. И понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно, - Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают... И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться, Пуская пузыри, пошел на дно... Но был второй во всем упорней братца - Барахтаясь во тьме что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету... Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл, Я в шутку посвящаю басню эту!
-
Мораль
этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод.
-
Аллегория
от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
-
«Демьянова уха» И.А.Крылов
"Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай". -"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -"Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, -А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;
-
А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ - очищает всю."Вот друга я люблю! -Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой -И с той поры к Демьяну ни ногой.
-
Мораль басни
Нельзя ничего навязывать без меры; Нужно уметь говорить «нет»
-
Текст надписи Памятники И.А. Крылову
-
Приятного вам чтения!
-
Используемый материал
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013 Интерне-ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://yandex.ru/search/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.