Содержание
-
БАСНИ И БАСНОПИСЦЫ.
АВТОР: Попова Т.Н. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16
-
ЦЕЛИ.
Выявление цели басни Исследование творчества баснописцев: Эзопа, Крылова. Определение понятий басня, мораль, аллегория.
-
ЗАДАЧИ.
Научиться выявлять аллегорический смысл басни; Доказать, что в баснях действительно есть нравоучительный смысл. Основополагающий вопрос: Нужны ли нам баснописцы?
-
ЭПИГРАФ.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский.
-
БАСНОПИСЦЫ.
-
ЭЗОП.
Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; Имя Эзопа мы впервые встречаем у историка Геродота—мимоходом, в рассказе о Египте. Он упоминает его как историческое и достаточно известное лицо и сообщает о нём три вещи; он был баснописец; он жил на острове Самосе и был рабом некого Иадмона; было это в первой трети шестом веке, примерно до 560г. до н.э.; и он за что-то был убит в Дельфах, так что дельфийцам пришлось платить за него выкуп. На этом кончаются факты и начинает работать народная фантазия. Басни Эзопа написаны в прозе.
-
«Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай». БАСНЯ ЭЗОПА.
-
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ(1769 – 1844)
Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.
-
ТЕОРИЯ.
Басня –это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Мораль – это нравоучительный вывод. Аллегория– это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.
-
БАСНЯ.
Свинья под Дубом. Свинья под Дубом вековым Наелась жёлудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. « Ведь это дереву вредит,- Ей с Дуба Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет, - говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею». « Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы в верх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут». _______________________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
-
ВЫВОДЫ.
Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери. Мораль басни «Свинья под Дубом» заключается в том, что Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, её неправоту. Басня своим содержанием метко разила противников Крылова, показывая всем их истинное лицо.
-
БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.
1. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. 2. У сильного всегда бессильный виноват. 3. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. 4. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то ж. 5. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. 6. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!
-
ВЫВОДЫ.
Баснописцы нам нужны, благодаря им, мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее. В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, что праздность и лень приводят к печальным последствиям.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.