Содержание
-
Борис Пастернак: «Быть живым, живым и только…» К 120-летию со дня рождения
-
За то, что дым сравнил с Лаокооном, Кладбищенский воспел чертополох, За то, что мир наполнил новым звоном В пространстве новом отраженных строф, – Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил. А. Ахматова. Борис Пастернак (Поэт) «Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – на концертах, в гостях, дома, на улице, –делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время… Его старший сын… делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери – известной пианистки Розалии Кауфман: ее полная самоотдача…». Д. С. Лихачев
-
«Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина, против Духовной семинарии, в Оружейном переулке… Когда мне было три года, переехали на казенную квартиру при доме Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против Почтамта. Квартира помещалась во флигеле внутри двора вне главного здания… Я преждевременно рано на всю жизнь вынес пугающую до замирания жалость к женщине и еще более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое». Б. Пастернак. Люди и положения Б. Пастернак с родителями и братом Александром в квартире на Мясницкой (начало XX века)
-
«В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии, оставшейся классической после реформы Ванновского и сверх введенного в курс естествознания и других новых предметов сохранившей в программе древнегреческий». Б. Пастернак. Люди и положения Выпуск Московской Пятой гимназии. 1908
-
Л. О. Пастернак. Набросок к портрету А. Н. Скрябина. 1909 «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина… Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общей музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя». Б. Пастернак. Охранная грамота «…Под влиянием обожания, которое я питал к Скрябину, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Б. Пастернак. Люди и положения
-
Экзаменационный лист Б. Пастернака. 1913. Фотография с экзаменационного листа «Стихи Пастернак начал писать летом 1909 года, но первое время он не придавал им серьезного значения и свои занятия поэзией не выказывал. Пастернак окончил классическую гимназию в 1908 году и затем учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета и окончил его в 1913 году». Д. С. Лихачев На летний семестр 1912 года Пастернак уезжает в Марбург знакомиться с философской школой Германа Когена, но вскоре бросает занятия философией.
-
«Первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник “Лирика” (изданный в 1913 году)... В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, претенциозно, согласно моде тех лет, названный им “Близнец в тучах”». «Пастернак считался в это время примкнувшим к футуристической группе “Центрифуга”. Но как для Маяковского, так и для Пастернака вхождение в литературные и поэтические группы не было определяющим. Творческая свобода никогда не изменяла обоим». Д. С. Лихачев.
-
Б. Пастернак. Урал. 1916 «Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца… началась война. В те же годы… я ездил на Урал и в Прикамье. Одну зиму я прожил во Всеволодо-Вильве, на севере Пермской губернии, в месте, некогда посещённом Чеховым и Левитаном… Другую перезимовал в Тихих Горах на Каме, на химических заводах Ушковых. Когда в марте 1917 года на заводах узнали о разразившейся в Петербурге революции, я поехал в Москву». Б. Пастернак. Люди и положения
-
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез Благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912, 1928 «Начальная пора» «Близнец в тучах» (1914) «Поверх барьеров» (1917)
-
Вопросы – Как в стихотворении проявилась убежденность поэта в том, что в мире все взаимосвязано? – Какую роль играет кольцевая композиция текста? – Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Какие основания находит поэт для сопоставления предметов и явлений? – Какой смысл приобретают в тексте образы «огня» и «воды»? – Проанализируйте глагольную лексику. Какие глаголы автор употребляет, изображая внешний мир, а какие – изображая чувства лирического «я»? С какой целью?
-
Необычный взгляд на мир, убежденность в том, что все в мире взаимосвязано: человеческие эмоции, творчество, город, природа. (Кольцевая композиция текста подчеркивает единство мира и человека.) Неожиданные основания для сопоставления предметов и явлений: черный цвет (чернила, чернота тающего снега, черные грачи, похожие на обугленные груши, черные проталины на земле); мотивы огня (слякоть горит, обугленные груши, сухая грусть поэта) и воды (чернила, плакать, навзрыд, слякоть, ливень, слезы, лужи, проталины); «звучащие» образы (плакать, навзрыд, грохочущая, благовест, клик колес, ливень, шумней чернил и слез, шум взлетающих грачей, ветер криками изрыт); ощущение весны в феврале, связанное с днем рождения поэта (29 января/10 февраля – это день смерти Пушкина, и в ритме текста звучат онегинские ямбы). Отстраненность автора от динамики мира: явления и предметы действуют (личные глаголы), автор наблюдает (безличные глаголы). Особенности лирики Б. Пастернака предреволюционных лет
-
«Сестра моя – жизнь» (1922)«Темы и вариации» (1923)
Определение поэзии Это – круто налившийся свист, Это – щелканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьев поединок. Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и с флейт – Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде – духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная – место глухое. Борис Пастернак. 1924 Л. О.Пастернак. Мой сын Борис. Берлин. Март, 1923
-
Вопросы – Как в стихотворении проявилась убежденность поэта в том, что поэзия существует в природе независимо от человеческой воли? – Почему лирический герой ищет поэзию в повседневности, в окружающей обыденности и видит во всем ее приметы? –Приведите примеры, что все в природе живо и действует. Как в этом проявляется философская позиция поэта? –Какой смысл в том, что в стихотворении «сосуществуют» высокая лексика и прозаизмы? – Докажите, что лирический герой тонко чувствует музыку мира и близок в этом автору.
-
Особенности лирики Б. Пастернакапервых послереволюционных лет
Сближение с Маяковским и участие в работе группы ЛЕФ. Убежденность, что поэзия существует в природе независимо от человеческой воли. Мир человеческий и Вселенная – две равные беспредельности. Общность человека и Вселенной. Многоликость проявлений поэзии в природе (анафоры в 1-7 стихах). Поиск поэзии в повседневности, в окружающих обыденных предметах и явлениях (свист, льдинки, ночь, соловьи, горох, музыка, грядки). «Высокое косноязычие» и сложность поэтических ассоциаций. Все в природе живо и действует (поединок соловьев, ночь леденит лист и ищет звезду, небосвод завалился ольхою, звезды хохочут, но они далеко, и этого не слышно во Вселенной). «Сосуществование» высокой лексики (поединок, Вселенная, низвергается, звезда, небосвод) и прозаизмов (круто, горох, лопатки, грядки, ладони, духота, завалился, хохотать, ан). Уверенность в гармонии мироздания. Музыкальность образов природы и богатая звукопись текста.
-
Моя жена порывистый, нервный, избалованный человек. Бывает хороша собой, и очень редко в последнее время, когда у ней обострилось малокровье. В основе она хороший характер… Из письма М. И. Цветаевой 25 марта 1926 г. Годами когда-нибудь в зале концертнойМне Брамса сыграют, – тоской изойду.Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый,Прогулки, купанье и клумбу в саду.Художницы робкой, как сон, крутолобость,С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлёб,Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,Художницы облик, улыбку и лоб.
-
«Поверх барьеров» (1929, 1931) «Второе рождение» (1932) Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это – не большая хитрость. «Я оставил семью, жил одно время у друзей…Я ничего не могу сказать, потому что человек, которого я люблю, не свободен, и это жена друга, которого я никогда не смогу разлюбить. И все-таки это не драма, потому что радости здесь больше, чем вины и стыда». Из письма С. Д. Спасскому 15 февраля 1931 г.
-
–Как поэту удалось выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха? –Показал ли поэт, что любовь – это воплощение гармонии мира и естественное проявление жизни? Свой ответ обоснуйте. –Какими способами создается поэтическое напряжение текста? –Какова роль в тексте смысловых антитез и оппозиций? –Приведите примеры, показывающие, как богатая звукопись текста объединяет слова при помощи звуковых перекличек в единые смысловые ряды. Вопросы
-
Особенности поэзии Б. Пастернака 1920–1930 годов Выход из ЛЕФа (1927). Попытка осмыслить и принять социальные изменения в стране. Боязнь стать официальным поэтом. Стремление выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха. Воплощение в любви гармонии мира. Ощущение любви как естественного проявления жизни, ее красоты, бескорыстия и загадочности. Создание поэтического напряжения при помощи нравственных и образных параллелей (тяжелый крест – ты прекрасна, прелесть любимой – разгадка смысла жизни, твои основы так же естествен- ны, как обновление весны, твой смысл – бескорыстная самоотдача, как воздух для человека; любовь «без извилин», т. е. открытость, «незапутанность» отношений – это способ «прозреть и не засоряться впредь» «словесным сором», т. е. ложными словами). Богатая звукопись текста, объединение слов при помощи звуковых образов в единые смысловые ряды.
-
Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, – Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют. 1931 Зинаида Николаевна Нейгауз. 1930-е гг.
-
«На ранних поездах» (1943) Б. Пастернак. Чистополь. 1943 Зима приближается. Сызнова Какой-нибудь угол медвежий По прихоти неба капризного Исчезнет в грязи непроезжей. Домишки в озерах очутятся. Над ними закурятся трубы. В холодных объятьях распутицы Сойдутся к огню жизнелюбы. Обители севера строгого, Накрытые небом, как крышей, На вас, захолустные логова, Написано: «Сим победиши». Люблю вас, далекие пристани В провинции или деревне. Чем книга чернее и листанней, Тем прелесть ее задушевней. Обозы тяжелые двигая, Раскинувши нив алфавиты, Россия волшебною книгою Как бы на середке открыта. И вдруг она пишется заново Ближайшею первой метелью, Вся в росчерках полоза санного И белая, как рукоделье. Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный, Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана.
-
Вопросы –В чем особенности изображения военного времени в этом стихотворении? Как в нем отразились факты биографии поэта? –Почему лирический герой так уверен в победе? В каких словах виден духовный и патриотический подъем поэта, его мысли о победе? – Докажите, что образов и ассоциации стихотворения отличаются высокой сложностью. Приведите примеры. –Чем можно объяснить единство образов природы и культуры? –В чем неожиданность и оригинальность поэтической лексики: эпитетов, метафор и сравнений?
-
Особенности поэзии Б. Пастернака в годы Великой Отечественной войны Неожиданность образов и картин, взгляд на войну глазами мирного жителя, находящегося в эвакуации. Духовный и патриотический подъем, чувство общности с народом, гордость за свою Родину. Поэтизация самых отдаленных уголков России, уверенность, что исконный дух русской земли, который хранят «захолустные логова»– это залог победы людей-«жизнелюбов» над всеми катаклизмами жизни. Сложность образов и ассоциаций (сравнение России с прелестью зачитанной книги, глубокие провинции – как волшебная книга, раскрытая в середине). Единство образов природы и культуры, связь духовного обновления нации (книга «пишется заново») с основами русской культуры (Чеховым, Чайковским, Левитаном). Неожиданность эпитетов (неба капризного , октябрь серебристо- ореховый), метафор (объятья распутицы, нив алфавиты, она [книга] пишется заново ближайшею первой метелью) и сравнений (накрытые небом, как крышей; белая, как рукоделье).
-
Стихи и проза Б. Пастернака в послевоенные годы «Юрий Андреевич Живаго – это и есть лири-ческий герой Пастернака, который и в прозе остается лириком… Живаго – поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произ-ведению. Это не случайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой». Д. С. Лихачев Зима 1945/46 гг. – 10 декабря 1955 г. «Юра обратил внимание на черную прота-явшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с созна-тельностью взгляда, точно пламя подсматри-вало за едущими и кого-то поджидало. “Свеча горела на столе. Свеча горела…” – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолже-ние придет само собой без принуждения. Оно не приходило». Б. Пастернак. «Доктор Живаго»
-
«Когда разгуляется» (1959) Автограф стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» «Книга – это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Марсель Пруст
-
Снег идет Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься – и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и все в смятеньи, Все пускается в полет, – Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Каковы особенности поздней лирики Б. Пастернака?
-
Особенности поздней лирики Б. Пастернака «Борьба Пастернака за “неслыханную простоту” поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности, “поэтичности”, шаблонности… Пастернак стремился создавать метафору необычную, неожиданную и тем самым особенно поражающую воображение. Никакого деления слов и образов на поэтические и обыденные не должно быть. Обыденность возводилась в царство поэзии исключительно с помощью точности и неожиданности». Д. С. Лихачев
-
Автограф стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Б. Пастернак в кабинете дома в Переделкине. 1957
-
Ольга Всеволодовна Ивинская. конец 1940 гг. Без названия Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье. Дай запру я твою красоту В темном тереме стихотворенья… Пóшло слово любовь, ты права. Я придумаю кличку иную. Для тебя я весь мир, все слова, Если хочешь, переименую. Разве хмурый твой вид передаст Чувств твоих рудоносную залежь, Сердца тайно светящийся пласт? Ну так что же глаза ты печалишь? «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать…» Из письма к Ренате Швейцер.
-
«Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на мучительных допросах добиться от нее достаточных показаний для моего судебного преследования. Ее геройству и выдержке я обязан своей жизнью и тому, что меня в те годы не трогали...» Из письма к Ренате Швейцер от 7 мая 1958 г.
-
Как птица, мне ответит эхо. Б. П. Умолк вчера неповторимый голос И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное… Земли. 1 июня 1960 Москва. Боткинская больница Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
-
Каждый человек, каждый в отдельности единственен и неповторим. Потому, что целый мир заключен в его совести. Потому, что в единстве идеи, в символе находит этот мир свое окончание и завершение. Б. Пастернак. Что такое человек? (1959) Памятники Б. Пастернаку в Перми
-
Единственные дни На протяженье многих зимЯ помню дни солнцеворота,И каждый был неповторимИ повторялся вновь без счета. И целая их чередаСоставилась мало-помалу – Тех дней единственных, когдаНам кажется, что время стало. Я помню их наперечет:Зима подходит к середине,Дороги мокнут, с крыш течетИ солнце греется на льдине. И любящие, как во сне,Друг к другу тянутся поспешней,И на деревьях в вышинеПотеют от тепла скворешни. И полусонным стрелкам леньВорочаться на циферблате,И дольше века длится день,И не кончается объятье. Дом-музей Пастернака в Переделкине
-
Спасибо за внимание Контактная информация: Беляева Наталья Васильевна, главный научный сотрудник лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО (Москва) n-belyaeva@yandex.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.