Презентация на тему "Достоевский "Преступление и наказание""

Презентация: Достоевский "Преступление и наказание"
Включить эффекты
1 из 51
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Достоевский "Преступление и наказание", которая несомненно поможет учащимся разобраться в замысле этого романа, лучше понять мотивацию его героев и самого писателя.

Краткое содержание

  • Сюжет
  • Особенности композиции
  • Символика имён
  • Петербург Достоевского
  • Комнаты героев
  • Комната Сони
  • Символика романа
  • Теория Раскольникова
  • Причины преступления

Содержание

  • Презентация: Достоевский "Преступление и наказание"
    Слайд 1

    Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"

  • Слайд 2

    Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах…

    Ф.М. Достоевский

  • Слайд 3

    Сюжет

    «Это психологический отчёт одного преступления»

    Ф. М.Достоевский

    • Преступление и его причины
    • Действия преступления на душу преступника
  • Слайд 4

    Особенности композиции

    Преступление

    Часть 1 – рассказ о замысле и совершении преступления

    Наказание

    Пять частей – рассказ о влиянии преступления на душу

    Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

  • Слайд 5

    Социально-бытовой

    Жанр - роман детективный любовный психологический философский религиозный

  • Слайд 6

    Символика имён

    • Раскольников – раздвоение
    • Софья – смиренномудрие
    • Елизавета – почитающая Бога
  • Слайд 7

    Петербург Достоевского

  • Слайд 8

    О Петербург, проклятый ПетербургЗдесь, право, нельзя иметь души!Здешняя жизнь давит меня и душит!В.А. Жуковский

    Город пышный, город бедный,Дух неволи, стройный вид,Свод небес зелено–бледный,Сказка, холод и гранит…А.С. Пушкин

  • Слайд 9
    • Санкт – латинское «святой»,
    • Петер – греческое «камень, скала»,
    • «бург» – немецкое «замок, крепость»;

    Петербург Достоевского

  • Слайд 10

    ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

    • ПЕЙЗАЖИ
    • СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
    • ИНТЕРЬЕРЫ
    • ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Слайд 11

    « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…

  • Слайд 12

    В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений...

  • Слайд 13

    Выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Слева, параллельно глухой стене шел деревянный забор. Далее, в углублении двора выглядывал угол низкого, закопченного сарая.

  • Слайд 14

    Петербургские дворы

  • Слайд 15

    Комнаты героев

    Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования – они лишь одна из функций сознания героев.

    • Каморка Раскольникова;
    • Квартира старухи – процентщицы;
    • Проходная комната Мармеладовых;
    • Комната Сони.
  • Слайд 16

    «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»

  • Слайд 17

    Комната Сони

    «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…»

  • Слайд 18

    Желтый цвет

    «Небольшая комната… с желтыми обоями.. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…

    Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»

    Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.

  • Слайд 19

    Символика романа

    Лестницы, пороги.

    Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю комнату, беседуют Раскольников и Соня…

    Лестница – символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла.

    Порог – некая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, преступают запреты, обновляются или гибнут

  • Слайд 20

    Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством. Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».

  • Слайд 21
    • Петербург – город контрастов.
    • Пышностьи серость, богатствои бедность.
    • Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
    • Город замкнут, чудовищно болен болен, больны его обитатели.
    • Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
  • Слайд 22

    «Петербург – это город, в котором невозможно быть»

    • Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня.
    • Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно.
    • Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, проходная комната

    Р

  • Слайд 23

    Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок.

    Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние.

    Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность

  • Слайд 24
    • Безумный город
    • Безумные идеи
    • Безумные люди
    • Теория Раскольникова

    Вот и лестница Раскольникова, его путь от «себя» и « к себе»!

  • Слайд 25

    Родион Романович Раскольников

    Родион был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но настолько плохо одет, что в таких лохмотьях иному человеку стыдно было бы выйти на улицу. Нищенствующий бывший студент.

  • Слайд 26

    Теория Раскольникова

    В теории Раскольникова существует два типа людей: «наполеоны» и «твари дрожащие». Он решается проверить, к какому типу относится.

    Родион считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине.

  • Слайд 27

    Теория Раскольникова

    • Обыкновенные люди
    • Необыкновенные люди
    • Живут в послушании
    • Переступают закон во имя лучшего
    • «Тварь ли я дрожащая или право имею»
    • Можно ли, преступив закон нравственно, прийти к счастью?
  • Слайд 28

    Причины преступления

    • Социальные
    • Нравственный
    • Крайняя степень нищеты
    • Нервное перенапряжение
    • Всеобщая несправедливость жизни
    • Желание проверить теорию на практике
    • Понять, к какой категории людей относится сам герой
    • Боль за униженных и оскорблённых
  • Слайд 29

    Преступление Раскольникова

    Родион бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы. Убив ее, он тем самым переступает через себя, закон и веру.

  • Слайд 30

    Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей".

    Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам.

  • Слайд 31

    “Двойники” Раскольникова

    • Пётр Петрович Лужин
    • Аркадий Иванович Свидригайлов
    • Сонечка Мармеладова
  • Слайд 32

    Немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Жених Авдотьи Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Желал сделать невесту своей рабой.

    Пётр Петрович Лужин

  • Слайд 33

    Теория Лужина

    Теория целого кафтана заключается в том, что любой человекдолжен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможныесредства.

    «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».

  • Слайд 34

    Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек безкафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целомкафтане и выжить.

    «...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...».

  • Слайд 35

    Преступления Лужина

    Лужин подавляет и унижает людей.

    «Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека.

    Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено.

  • Слайд 36
    • ВЕРА
    • ЛЮБОВЬ
    • СОВЕСТЬ
    • СОСТРАДАНИЕ
    • ДЕНЬГИ
    • НАЖИВА
    • КАПИТАЛ
  • Слайд 37

    Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые".

  • Слайд 38
    • Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил.
    • Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены.
    • Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки.

    “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша"

  • Слайд 39

    Дуализм личности Свидригайлова

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Мы одного поля ягоды

    Старается добиться желаемого любой ценой

    Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

  • Слайд 42

    На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он?

    Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти..

  • Слайд 43

    Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова.

    О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких.

    Она «переступила» через себя для других.

  • Слайд 44

    Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка.

    Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей.

    Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность.

  • Слайд 45

    Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу.

    И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.

  • Слайд 46

    Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться.

    Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.

  • Слайд 47

    Притча о воскрешении Лазаря

    «Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …

    Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»

  • Слайд 48

    Они оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, и поэтому страдают.

  • Слайд 49

    Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они придут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.

  • Слайд 50

    Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру

    М.Горький

  • Слайд 51

    Автор презентации: Аверина М.А.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке