Содержание
-
Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
-
Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах…
Ф.М. Достоевский
-
Сюжет
«Это психологический отчёт одного преступления»
Ф. М.Достоевский
- Преступление и его причины
- Действия преступления на душу преступника
-
Особенности композиции
Преступление
Часть 1 – рассказ о замысле и совершении преступления
Наказание
Пять частей – рассказ о влиянии преступления на душу
Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
-
Социально-бытовой
Жанр - роман детективный любовный психологический философский религиозный
-
Символика имён
- Раскольников – раздвоение
- Софья – смиренномудрие
- Елизавета – почитающая Бога
-
Петербург Достоевского
-
О Петербург, проклятый ПетербургЗдесь, право, нельзя иметь души!Здешняя жизнь давит меня и душит!В.А. Жуковский
Город пышный, город бедный,Дух неволи, стройный вид,Свод небес зелено–бледный,Сказка, холод и гранит…А.С. Пушкин
-
- Санкт – латинское «святой»,
- Петер – греческое «камень, скала»,
- «бург» – немецкое «замок, крепость»;
Петербург Достоевского
-
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
- ПЕЙЗАЖИ
- СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
- ИНТЕРЬЕРЫ
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
-
« На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
-
В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений...
-
Выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Слева, параллельно глухой стене шел деревянный забор. Далее, в углублении двора выглядывал угол низкого, закопченного сарая.
-
Петербургские дворы
-
Комнаты героев
Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования – они лишь одна из функций сознания героев.
- Каморка Раскольникова;
- Квартира старухи – процентщицы;
- Проходная комната Мармеладовых;
- Комната Сони.
-
«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
-
Комната Сони
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…»
-
Желтый цвет
«Небольшая комната… с желтыми обоями.. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…
Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»
Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
-
Символика романа
Лестницы, пороги.
Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю комнату, беседуют Раскольников и Соня…
Лестница – символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла.
Порог – некая точка, где совершается перелом судьбы, где принимаются решения, преступают запреты, обновляются или гибнут
-
Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством. Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».
-
- Петербург – город контрастов.
- Пышностьи серость, богатствои бедность.
- Петербург великолепных дворцов и подвалов, чердаков грязных домов.
- Город замкнут, чудовищно болен болен, больны его обитатели.
- Город - зловещий демон, ищущий грешные души.
-
«Петербург – это город, в котором невозможно быть»
- Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня.
- Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно.
- Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, проходная комната
Р
-
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние.
Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность
-
- Безумный город
- Безумные идеи
- Безумные люди
- Теория Раскольникова
Вот и лестница Раскольникова, его путь от «себя» и « к себе»!
-
Родион Романович Раскольников
Родион был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но настолько плохо одет, что в таких лохмотьях иному человеку стыдно было бы выйти на улицу. Нищенствующий бывший студент.
-
Теория Раскольникова
В теории Раскольникова существует два типа людей: «наполеоны» и «твари дрожащие». Он решается проверить, к какому типу относится.
Родион считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине.
-
Теория Раскольникова
- Обыкновенные люди
- Необыкновенные люди
- Живут в послушании
- Переступают закон во имя лучшего
- «Тварь ли я дрожащая или право имею»
- Можно ли, преступив закон нравственно, прийти к счастью?
-
Причины преступления
- Социальные
- Нравственный
- Крайняя степень нищеты
- Нервное перенапряжение
- Всеобщая несправедливость жизни
- Желание проверить теорию на практике
- Понять, к какой категории людей относится сам герой
- Боль за униженных и оскорблённых
-
Преступление Раскольникова
Родион бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы. Убив ее, он тем самым переступает через себя, закон и веру.
-
Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей".
Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам.
-
“Двойники” Раскольникова
- Пётр Петрович Лужин
- Аркадий Иванович Свидригайлов
- Сонечка Мармеладова
-
Немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Жених Авдотьи Раскольниковой, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Желал сделать невесту своей рабой.
Пётр Петрович Лужин
-
Теория Лужина
Теория целого кафтана заключается в том, что любой человекдолжен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможныесредства.
«Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
-
Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек безкафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целомкафтане и выжить.
«...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...».
-
Преступления Лужина
Лужин подавляет и унижает людей.
«Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека.
Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено.
-
- ВЕРА
- ЛЮБОВЬ
- СОВЕСТЬ
- СОСТРАДАНИЕ
- ДЕНЬГИ
- НАЖИВА
- КАПИТАЛ
-
Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые".
-
- Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил.
- Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены.
- Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки.
“единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша"
-
Дуализм личности Свидригайлова
-
-
Мы одного поля ягоды
Старается добиться желаемого любой ценой
Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.
-
На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он?
Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти..
-
Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова.
О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких.
Она «переступила» через себя для других.
-
Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка.
Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей.
Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность.
-
Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу.
И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.
-
Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться.
Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.
-
Притча о воскрешении Лазаря
«Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …
Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»
-
Они оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, и поэтому страдают.
-
Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они придут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.
-
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру
М.Горький
-
Автор презентации: Аверина М.А.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.