Содержание
-
Древнерусская литература
-
План Летописи. Принятие христианства на Руси. Владимир – Красное Солнышко. «Повесть временных лет». Принцип построения «Повести временных лет». Что такое «житие»? «Повесть о житии Александра Невского». Русская история в живописи.
-
С чего началась литература Древней Руси и что можно считать первым литературным произведением? Берестяные грамоты Изборник Святослава 971 год 1073 год Летописи –первый сборник древних письменных произведений, с них начиналась древнерусская литература.
-
Радзивиловская летопись XV века
-
С каким событием в истории Руси связано возникновение первых литературных памятников? После принятия христианства на Руси в 988 году потребовалось вести богослужения, читать проповеди, рассказывать о жизни и деяниях святых, приобщать как можно больше древних русичей к христианству – то есть вести своеобразную компактную историософскую энциклопедию с целью просвещения и обретения веры. Ею стала «Повесть временны́х лет».
-
Славянские идолы Перун Владимир Красное Солнышко Владимир Красное Солнышко (980-1015) в начале своего правления был ревностным язычником (древнее верование во многих богов –земли, солнца, ветра и др.), на берегу Днепра был поставлен громадный истукан (статуя) Перуна –бога грома – и щедро украшен золотом и серебром.
-
Но через несколько лет решил Владимир отречься от языческой веры. Он поверил проповеднику из Греции. Тот рассказал об Иисусе Христе, пострадавшем за грехи человеческие и воскресшем и вознёсшемся на небо. Крестился князь Владимир и приказал изрубить всех идолов и сжечь. В.Васнецов «Крещение князя Владимира»
-
Десять самых именитых бояр в храме Святой Софии (Святая София – олицетворение Божьей премудрости; символ Веры, Надежды, Любви, Чистоты) прослушали торжественное богослужение в Царьграде и рассказывали Князю Владимиру : «Мы не знали, где очутились – на земле : на небе? Красота несказанная. До сих пор ещё не можем забыть красоты и благодати». "...Послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом".
-
Читаем в «Повести временных лет»: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...» 988 год. Князь Владимир крестил свой народ. В назначенное время все пришли на берег Днепра. Сюда же прибыл Владимир в сопровождении митрополита Михаила и греческих священников. Торжественно совершилось таинство крещения. Священники прочитали молитву над вошедшими в реку, окропили из елеем и благословили.
-
Но долго ещё сопротивлялись русичи новой вере. Вплоть до XIII века возникали волнения в защиту язычества и жертвоприношениям. Несмотря на это богатейшая византийская культура стала распространяться на Руси. Возводились каменные храмы, писались иконы, летописи, возникали монастыри – так распространялось хритстианское учение.
-
Икона «Крещение Руси» («Богоявление») Святая София в Константинополе (Царьграде)
-
Что содержалось в «Повести временных лет»? Жития святых Библейские истории Этнографические сведения о древних славянских князьях Устные легенды о древних славянах Воинские повести о походах на половцев и др.
-
Почему летописную повесть считают величайшим памятником Древнерусской литературы? «Повесть временных лет» явилась не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси... Можно смело утверждать, что никогда прежде и позднее , вплоть до XVI века, русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и литературного умения» (Д.С.Лихачёв)
-
Какие произведения из «Повести...» читали раньше? Победитель в борьбе с печенегами – Никита Кожемяка Белгородский старец, перехитривший печенегов («Сказа-ние о белгородском киселе») Беззаветная любовь Петра и Февронии Муромс-ких Эпоха русской старины времён Ивана Грозного («Домострой») в Песне о купце Калашникове...» М.Ю.Лермонтова Князь Олег - герой и летописи, и пушкинской баллады («Песнь о вещем Олеге»)
-
Каковы принципы построения повествования древних летописей? Сюжет Герой Святость Древний книжник не просто информирует читателей о прошедших событиях, он рассказывает о них, создавая сюжетное повествование. Сюжет требует своего героя – человека, отличающегося каким-то необыкновенным качеством (герои войн, вооружённые защитники Родины, либо их враги, либо правители русских земель, даже женщины ) прославляются за храбрость и верность воинам, беспощадность к врагам. Обязательное прославление глубокой религиозности , наличие святости, воспевание святых подвижников – скромных, набожных, незлобивых.
-
Что такое ЖИТИЕ́? О чём оно рассказывает? Слово «житие́» - в церковно- славянском языке означает «жизнь». Жития́ми древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых («повесть о житии́» или «сказание о житии́ и чудесах»). Авторы житий – АГИОГРА́ФЫ. Некоторые из них знали лично святых при жизни, называли себя САМОВИДЦАМИ. Писали о сверхъестественных событиях и совершённых чудесах святого (воскрешение из мёртвых, внезапное исцеление больных, ясновидение –эти чудеса для древнерусских летописцев были реальностью). Но также жития́ имели религиозно – назидатель-ный смысл. Описание в них истории жизни святого – предмет для подражания. Летописцы уподобляли своих героев русским и греческим святым, призы-вали читателей задуматься о мирской суете, о греховности нарушения заповедей Христа.
-
Как построены жития́, по каким канонам (правилам)? Житие́ как жанр – жизнеописание святого, пример жизни по Божьим заповедям. Жития играли роль духовного наставника, формировали духовный идеал. Зачин (вступление) : восхваление святого, объяснение причин, почему автор пишет об этом святом. Основная часть : повествование о рождении святого от благочестивых родителей; рассказ о житии, то есть о деяниях святого при жизни, о его подвигах во имя веры; повествование о смерти и посмертных чудесах. Похвала святому. Каноническое житие (построенное по определённым правилам –канонам) включает в себя следующие части:
-
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
-
«Повесть о житии и о храбрости Благородного и Великого князя Александра Невского» была написана в 80-е годы XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире вскоре после смерти (в 1263 году) великого князя. Здесь было погребено тело князя и покоилось 500 лет, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. К лику святых Князя Александра Невского причислили лишь в XVI веке - в 1547 году(канонизировали). Лицевая страница «Жития Александра Невского» Владимир. Успенский собор.
-
Первое упоминание в летописи О реке Ижоре впервые упоминается в новгородской летописи 1240 года в связи с битвой русского князя со шведскими рыцарями. Речь идёт о... Именно после сражения на Неве в устье реки Ижоры князь Александр вошёл в историю как Невский. Спустя три века в 1547 году князь был причислен к лику святых, и на месте победы над шведами встала деревянная церковь, которая дважды горела и перестраивалась.
-
15 ИЮЛЯ 1240 года
-
-
-
Невский. Родился в 1220 году в городе Переяславль- Залесский в семье князя Ярослава Всеволодовича. Александр Ярославич
-
Первые годы великого княжича прошли именно в Переяславле. Здесь открыва- лась перед ним - страница за страницей – рус- ская жизнь, частью которой был он сам.
-
Великий Новгород стал первым городом княжения Александра Ярославича Невского.
-
Русская история в картинах
-
Генрих Ипполитович Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов» 1876г.
-
Александр Невский в Орде. Художник Г.И.Семирадский, 1876г.
-
Кончина Александра Невского. Худ. Г.И Семирадский. 1876год.
-
Погребение Александра Невского. Худ Г.И.Семирадский. 1876 год.
-
Икона Святого Благоверного князя
-
Д.Корин «Александр Невский» В.Васнецов «Святой Александр Невский»
-
Памятный знак к 300- летию С-Петербурга
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.